Заседание № 65 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер двенадцатый. Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

В.П. Троицкий. Семинар «Русская философия». Хроника: февраль – апрель 2010 г. Заседание № 65 (8 апреля 2010 г.)

Докладчик: Ирина Игоревна Блауберг (Институт философии РАН).

Тема: А. Бергсон и философия в России.

Председательствующий: В.П. Троицкий.

Участвовали: Безмолитвенный В.А., Взорова Е.А., Визгин В.П., Виноградова Е.Б., Волкова О.В., Демидов С.С., Жаданова В.В., Зайцев О.Ю., Ильина В.В., Китаева Е.А., Козлова О.И., Кудрин В.Б., Меньшикова Н.А., Миргородский В.Н., Мухаметжанова Г.М., Новиков Ю.Ю., Резвых Т.Н., Резниченко А.И., Русова Е.Н., Сиднева Л.Н., Соболев А.В., Соловьева Т.И., Чепуренко Т.В. Всего: 23 человека.

Тезисы доклада И.И. Блауберг: Цель доклада — представить общий обзор основных направлений рецепции идей Бергсона в России в первой трети XX века. Эта тема в отечественной литературе пока не получила целостного освещения, хотя и затрагивалась попутно в ряде трудов по истории русской философии данного периода. Первый опыт обобщающего исследования был предпринят Ф. Нэтеркотт в книге «Философская встреча: Бергсон в России (1907—1917)» (1995; русский перевод 2008). В докладе мы будем опираться на эту работу, но остановимся главным образом на тех аспектах темы, которые были в ней мало освещены или совсем не рассматривались.

В России, как и в других странах, концепция Бергсона приобрела широкую известность после публикации во Франции главного труда мыслителя «Творческая эволюция» (1907); как вспоминал А.Ф. Лосев, «в те времена Бергсон гремел на весь свет». За последующие 20 лет в отечественной философии был дан многоплановый и глубокий анализ бергсоновского учения с разных позиций: оно привлекло внимание столь разных по складу мысли и общим установкам философов, как сторонники эмпириокритицизма В.А. Базаров и П.С. Юшкевич, интуитивисты Н.О. Лосский и С.Л. Франк, анархисты А.А. Боровой и И. Книжник-Ветров. Бергсоновской концепции посвящены брошюра Н.О. Лосского «Интуитивная философия Бергсона» (1914), выдержавшая несколько изданий, подробные статьи Базарова, Юшкевича, Бабынина, Лазарева, разделы в книгах (например, в труде Б.П. Вышеславцева «Этика Фихте»). В 1913—14 гг. в России было издано пятитомное собрание сочинений Бергсона.

Интерес к идеям Бергсона был обусловлен прежде всего осознанием кризисной ситуации в философии, необходимости разработки способов философствования, альтернативных позитивизму и неокантианству. Предложенная Бергсоном концепция «спиритуалистического реализма», родственная в ряде моментов философии Л.М. Лопатина, содержала в себе много плодотворных идей: это философия сознания, основанная на оригинальной трактовке времени и утверждавшая человеческую свободу в противовес детерминистическим подходам; сформулированная в «Материи и памяти» (1896) теория восприятия, которая легла в основу бергсоновского реализма и интуитивизма, преодолевавших традиционное разделение субъекта и объекта в новоевропейской философии; концепция творческой эволюции, развития мира, противостоявшая механистическим и телеологическим трактовкам эволюции; учение об интуиции, подчеркивавшее роль художественного творчества в осмыслении реальности и др. Все эти и многие другие стороны концепции Бергсона были восприняты и проанализированы в работах русских философов, сделавших, в соответствии с собственными философскими установками, акцент на разных ее моментах: так, Базаров и Юшкевич выдвинули на первый план реалистскую позицию Бергсона, сближавшую его с представителями эмпириокритицизма; для Лосского особенно важной стала бергсоновская теория восприятия, позволившая ему несколько углубить собственное обоснование интуитивизма. Именно Бергсон оказался центральной фигурой и для представителей особого направления в отечественном интуитивизме — авторов сборника «Пути реализма» (1926) Б. Бабынина, А. Огнева, Ф. Бережкова и П. Попова.

Несколько меньшее освещение получила в отечественной философии концепция длительности, «конкретного времени», которую Бергсон считал главным своим философским достижением. Однако некоторые авторы, в частности С. Аскольдов (Алексеев), А. Лазарев и И. Дьяков, предложили интересное ее толкование.

К концу 1920-х гг. объективное изучение философии Бергсона в России стало уже практически невозможным, и хотя в 1960—70-е годы вышли работы В.Ф. Асмуса, К.А. Свасьяна и др., содержащие анализ его творчества, общая идеологизация истории философии в советский период сказалась на отечественном бергсоноведении особенно сильно: по-прежнему мало исследований на эту тему, до сих пор не изжиты стереотипы в трактовке концепции французского мыслителя, которая на Западе сейчас переживает «второе рождение».

Из вопросов и обсуждений: 1. В ответах на многочисленные вопросы уточнялись детали биографии и творческого наследия Бергсона (обстоятельства принятия французского гражданства; судьба архива философа, обстоятельства кончины и похорон; какие работы не были завершены; связи с идейным наследием Плотина, Августина, Декарта, Беркли; дружба с У. Джемсом; отношение к христианству и еврейству) и особенности распространения бергсоновских идей в мировой культуре (формирование концепции «потока сознания», влияние на европейскую и американскую художественную литературу). 2. На просьбу А.И. Резниченко сформулировать наиболее устойчивые ошибки и искажения в интерпретациях философии Бергсона, докладчик указала примеры известных упреков в антиинтеллектуализме Бергсона (Шпет) и его биологизме (Бердяев, отчасти Флоренский). 3. Предпринималась коллективная попытка выяснить в небольшом обсуждении, какой именно Б. Бабынин был автором сборника «Пути реализма», уточнялись также сведения о Ф. Бережкове.

К содержанию Бюллетеня

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Семинар «Русская философия». Хроника: февраль – апрель 2010 г.

Вы можете скачать Двенадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram