2 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер седьмой.

Наши публикации

Л.Н. Столович

Античный космос Максимилиана Волошина. Страница 2.

Стр.: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Помимо непосредственных впечатлений от знакомства с землей древней Эллады, Волошин получил сильный импульс для вхождения в мир античности от поэтов французского символизма, от античного искусства в собраниях многих музеев мира, от образов античности в произведениях таких мастеров, как Ж. Гужон, изваявший статую Дианы (Артемиды) для фонтана замка Анэ:

В бесстрастной наготе, среди охотниц-нимф

По паркам ты идешь, волшебный свой заимф

На шею уронив Оленя-Актеона.

(«М.В.-1995», с. 82).

Или Роден:

Родэн навеки заковал

В полубезумный жест Кентавра

Несовместимость двух начал.

(«М.В.-1995», с. 97).

Стихи и эссе самого Волошина насыщены образами античных мифологических персонажей, органически включенных в ткань его творчества. По наблюдению Н. Арефьевой – автора содержательной монографии «Максимилиан Волошин и античность», «около одной трети поэтических произведений М. Волошина содержат античные мотивы, а сборник статей «Лики творчества» – даже больше; примерно половина критических материалов, подготовленных философом, изобилует образами, сюжетами, реминисценциями, аллюзиями, связанными с античностью» .

С античной древностью сопряжено и самое дорогое для Волошина место в мире, осознанное им как истинная родина его духа , – крымский поселок Коктебель, расположенный на земле древней Киммерии, где он построил в 1903 г. свой прославленный Дом поэта. Киммерия – часть Крымского полуострова, расположенная от Судака (Сурожа) до Керченского пролива, названного древними греками «Босфором Киммерийским». Эту землю в VIII–VII вв. до н.э. населяли племена киммерийцев, изгнанных оттуда скифами, хотя древнегреческие историки часто путают киммерийцев со скифами. В VI в. до н.э. сюда пронимают и греческие колонисты. А перед глазами самого гомеровского Одиссея предстала «киммериян печальная область, покрытая вечно / Влажным туманом и мглой облаков» . Эти гомеровские строки вдохновили Волошина на сонет «Одиссей в Киммерии» («М.В.-1995», с. 124–125).

Для Волошина Киммерия представляла собой сплав древнегреческих легенд и собственных мифов, например, о нахождении именно здесь входа в подземное царство мертвых Аида, из которого нет выхода. Во многих стихотворениях, посвященных Киммерии, поэт ощущает себя наследником всего исторического прошлого этой древней земли, в том числе, конечно, ее связи с античной историей и мифологией. Как он писал А. Петровой 9 декабря 1917 г., «дионисический огонь» был некогда зажжен «Грецией о скифские костры» . Сам Волошин воспринимался многими его современниками как «царь Киммерии» , как воплощение синтеза античности и современности, грека и славянина. А. Белый вспоминал о Волошине в Коктебеле: «В центре этого орнамента из людей и их интересов видится мне приветливая фигура Орфея – М.А. Волошина, способного одушевить и камни, его уже седеющая пышная шевелюра, стянутая цветной повязкой, с посохом в руке, в своеобразном одеянии, являющем смесь Греции со славянством» . Даже лицо коктебельского мудреца обладало, по словам А. Бенуа, «зевсоподобием» . Люди, видевшие Волошина, говорили о внешним сходстве певца Киммерии с образом Зевса. Волошина и Зевса напоминает непостижимым образом и силуэт горы Кок-Кая на Карадаге, если на него смотреть со стороны Волошинского дома, хозяин которого писал:

И на скале, замкнувшей зыбь залива,

Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

(«М.В.-1995», с. 166).

Аполлон и Дионис

В чем состояло своеобразие модели античного мира у Волошина? Для ответа на этот вопрос прежде всего сопоставим его представление об античности со взглядами другого поэта и мыслителя, в мироосмыслении которого античность играла также чрезвычайно большую роль. Речь идет о Вяч. Иванове. Волошин и Иванов принадлежали ко «второй волне» символистского движения в русской литературе. Они были очень хорошо знакомы, а порой и дружны, хотя личные их отношения были далеко не простыми. У них был единый «символ веры» – вера в символ. Волошин был во многом солидарен с теоретическими взглядами Иванова. Их объединяла любовь к античности, но Иванова из выделенных Ницше двух начал искусства – дионисического и аполлонического – был сторонником первого, тогда как Волошин стремился создать культ Аполлона .

Стр.: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Вы можете скачать Седьмой выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram