письма | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер седьмой.

Из архива

Письма священника Павла Флоренского Н.А. Бердяеву.

Публикация Музея священника Павла Флоренского, комментарий о. Андроника (Трубачева), подготовка к публикации и вступительная заметка В.П. Троицкого . Страница 1.

Стр.: 1, [2]

Среди крупнейших философов русского Серебряного века трудно найти двух столь разных, как Н.А. Бердяев и П.А. Флоренский, и в этой своей непохожести вошедших в историю культуры каждый своим особым путем. Персонализм и экзистенциализм Бердяева несовместим с философией рода и глубинным онтологизмом Флоренского, их принципиально разделяло понимание отношений культа и культуры. И самая, может быть, знаменитая оппозиция, в оформлении которой больше всего подходят как раз их имена, формулировалась – на языке философии истории требуя выработки критериев общественного прогресса – как Новый Ренессанс и Новое Средневековье (в предпочтении второй из указанных альтернатив, напомним, А.Ф. Лосев был безусловный союзник Флоренского). Вопросы и проблемы, поднятые этими идейными антиподами, живы и актуальны по сей день. Тем больший интерес представляют впервые публикуемые здесь невеликие, на первый взгляд, документы эпохи великих споров и исканий.

Два письма о. Павла Флоренского Н.А. Бердяеву любезно представлены для нашего издания о. Андроником (Трубачевым).

1.

Письмо священника Павла Флоренского Н.А. Бердяеву <1914 г.>

+

Сегодня только получился у нас № «Русской Мысли» с Вашей статьей и, прочитав ее, я счел своим долгом поблагодарить Вас, дорогой Николай Александрович, за внимание, которое Вы оказали мне в лице разбираемой Вами книги, а также поделиться своим впечатлением, которое, б<ыть> м<ожет, > Вам не безынтересно. Статья Ваша написана сильно и ярко, хотя, вероятно, следует поставить ей в недочет недостаточно-отчетливую архитектонику; впрочем, до известной меры ее беспорядок есть беспорядок лирический. Но все же думаю, что эта и другие Ваши статьи последнего времени обнаруживают в Вас большой литературный рост. Если хотя бы половина этой силы выражения вложена в Вашу новую книгу, то она должна быть очень действенной.

Что касается до содержания Вашей статьи, то я, конечно, себе не судья. Но если дозволительно мнение, которое естественно должно быть весьма субъективным, то я бы сказал, что большинство Ваших упреков формально-справедливы, но справедливы ли они реально, я не знаю, ибо надо учитывать не только то, чего нет, но и то, что можно было сделать в реальных исторических условиях. Вы брезгливо отворачиваетесь от «физического плана» Церковной жизни, мотивируя свою брезгливость тем, что он разлагается. Не буду рассуждать, есть ли это болезнь «к смерти» или «не к смерти». Но Вы прекрасно знаете, что я реально, и умственно, и нравственно, и эстетически, и, наконец, даже житейски страдаю от соприкосновения с этим «физическим планом», а Вы говорите о нем со стороны. Я страдаю так, что, наверное, не один десяток лет моей жизни источен этими миазмами, и мне думается, что Вы не достаточно вникли, почему я не говорю о физическом плане всего того, что Вы спешите сказать, и не могу ли я сказать о нем вдесятеро более скверного, чем Вы.

Кроме того, мне думается, что Вы не уловили замысла моего, обвинив либо в риторической скромности, либо в духовном самоубийстве. А замысел мой вот в чем.

Зная, что в физическом плане церковной жизни миазмы, я задался для себя целью рассмотреть, нет ли среди явлений иных планов, явлений уже установившихся и так сказать явивших церковное творчество ранее, – нет ли среди них побегов молодых, еле намечающихся и либо теперь взрастающих, либо почему-нибудь недоросших в свое время. Я действительно не хочу говорить «своего», но это ведь относится к данной книге, и действительно боюсь перетолковать что-ниб<удь> по-своему – опять-таки речь идет об этой книге. Я не хотел работать просто исторически – это бесполезно при данной теме. Но мне хотелось интуицией открыть ростки новых побегов и указать их. Вот откуда происходит неотчетливость и боязливость многих концепций: я боюсь брать на свою ответственность то, что по существу дела еще не определилось в церковном сознании ясно .

Стр.: 1, [2]

Вы можете скачать Седьмой выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram