РУССКИЕ: БОРЬБА ЗА ИСТОРИЮ | LOSEV-LIBRARY.RU

СЕМИНАР«РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ (традиция и современность)»

Доклады на семинаре

РУССКИЕ: БОРЬБА ЗА ИСТОРИЮ

(Выступают: В. Д. Соловей, С. М. Сергеев, П. В. Палиевский, М. В. Ремизов, о. Александр Шумский, М. Д. Филин, А. Н. Паршин).
Резюме доклада /скачать/

Вопрос осмысления русской истории в широком концептуальном плане, в том числе и философском, является весьма актуальным для современного общества. “Капиталистическая” революция 1991-93 гг. привела не к расцвету интеллектуальной мысли в нашей стране, а скорее к ее деградации. Потому каждое событие, выделяющееся на общем фоне застоя, привлекает к себе особое внимание.

Вышедшая в конце 2005 года небольшим тиражом книга историка и политолога Валерия Соловея «Русская история: новое прочтение», вызвала значительный интерес, выразившийся как в большом количестве рецензий, газетно-журнальных и интернетовских, так и в том, что она почти мгновенно исчезла с прилавков книжных магазинов. Мнения о книге и концепции, в ней изложенной, весьма расходились, от полного приятия до резкого отторжения. Только что автор выпустил новую книгу, соединившую кардинально переработанные старые тексты с недавно написанными дополнительными главами, под новым - откровенно провокационным – названием «Кровь и почва русской истории» (М., Русский мiръ, 2008). Впрочем, ее концептуальная основа осталась прежней. Вкратце она такова.

Русская история – одна из самых успешных историй в мире. Субъект этой истории, её творец – русский народ характеризуется, прежде всего, своей этничностью, не сводимой ни к религии, ни к культуре, ни к социуму. Этнос – сущностно биологическая общность, его главная скрепа – «кровь». Этот вывод В. Соловей делает, привлекая обычно не используемый гуманитариями материал, накопленный генетикой, социологией и антропологией. В психологическом плане этнос связан «этническими архетипами», а его историческая активность определяется «витальной силой», которая, в первую очередь, характеризуется высокой рождаемостью. На сакраментальный вопрос: «Что значит быть русским?» автор недвусмысленно отвечает: «русские – это те, в чьих жилах течёт русская кровь» (следует заметить, что он нигде не говорит о чистоте крови, а лишь о наличии таковой в каком-либо количестве).

Появление подобного взгляда, резко расходящегося с основными направлениями русской философской и исторической мысли, является нетривиальным симптомом переживаемой нами эпохи. Автор утверждает, что «привычные отечественному дискурсу идеи о православии, соборности (общинности, коллективизме), «всемирной отзывчивости» русского человека, русскости как «имени прилагательном», всемирном значении русского языка и культуры не только не позволяют определить русскость, но и откровенно мистифицируют вопрос». Пожалуй, единственным русским мыслителем в чем-то близким автору является Иван Солоневич.

По мысли автора, главный этнический архетип русских – архетип власти, государство занимает в их сознании определяющее место, будь они этатистами, или, напротив, анархистами. Грандиозный успех России в истории оказался возможен благодаря огромной русской витальной силе, создавшей великую империю. Но постепенно последняя стала истощать первую. Главной причиной кризиса 1917 года явилось культурное и этническое отчуждение элиты от народа, начавшееся с петровских реформ. Кризис же 1991 года стал последствием ослабления русской витальной силы – русские отказались нести на себя тяжкое имперское бремя.

Сегодня, по мнению автора, на наших глазах рождается новая – «этническая» русская нация, конституирующим признаком которой является «кровь». Но рост русского национализма – не признак силы, это – «естественный механизм выживания этнической группы, ощущающей угрозу своему бытию». Остановить процесс этнизации русского сознания невозможно, «лучше его ускорить и по возможности ввести в цивилизованные рамки». В. Соловей уверен, что нынешняя стабильность не продлится долго и прогнозирует новый виток Смуты, но, так или иначе, одно несомненно: «Россия может быть только государством русского народа или её не будет вовсе…».

Перед нами, во-первых, попытка создания новой парадигмы отечественной истории, во-вторых, знаковый для настоящего времени текст, хорошо отражающий определенные тенденции российской современности.

Целый ряд аспектов предлагаемой концепции, равно как и факт ее появления, безусловно заслуживают обсуждения. Среди тем, которые предполагается затронуть на семинаре:

  • оценка успешности русской истории

  • наблюдаемый упадок жизненной силы русских

  • роль религии и культуры в становлении русского этноса

  • место биологических факторов в строении этноса

  • использование методов естествознания (например, генетики) для «исправления» «неточных» гуманитарных наук.

Последнее уже сыграло определенную роль в нашей недавней истории.

Можно вспомнить такие явления как евгеника 20-х гг. или кибернетика и семиотика 60-70 гг. прошлого века, несшими и вполне определенную идеологию. Ее направленность давно предугадывалась чуткими мыслителями. Достаточно вспомнить «Brave New World» Олдоса Хаксли.







'







osd.ru




Instagram