Шмидт ВВ | LOSEV-LIBRARY.RU

СЕМИНАР«РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ (традиция и современность)»

Доклады на семинаре

Патриарх Никон в истории русской культуры

Шмидт В.В. (Российская Академия Государственной Службы). Страница 1.

/Резюме доклада/ (скачать)

Стр.: 1, [2], [3]

НИКОН (Никита Минов [Минин], 1605–1681; патриаршество с 07.08.1652 по 25.12.1666, оставил престол с 23.07.1658) – шестой Патриарх Московский и всея Руси.

Родился в крестьянской семье в селе Вельдеманово (Нижегородская обл.); с юношеского возраста был послушником в Желтоводском монастыре; по настоянию отца вернулся домой и после его смерти вступил в управление хозяйством, женился, был поставлен во священника (пользуясь известностью, был приглашен в Москву); после внезапной смерти троих детей священник Никита и его жена приняли монашест¬во (принял постриг с именем Никона в Анзерском скиту Соловецкого монастыря от прп. Елеазара). В 1646 г. иеромонах Никон стал архиманд¬ритом московского Новоспасского мо¬настыря, в 1648 г. – митрополитом Новгородским. При поддержке Царя Алексея Михайловича и группы «рев¬нителей благочестия» – близких Царю духовных и светских лиц, стремивших¬ся к преобразованию тогдашней цер¬ковной жизни, – возведен в 1652 г. в Патриар¬ха Московского.

В связи с расширением территории государства и канонической территории РПЦ, пред¬полагавшей укрепление позиций русского православия, а также в условиях активного развития книгопечатания был решен вопрос об искоренении вольного «мест¬ничества» в обычаях и обрядах, тиражировании «добрых» т.е. канонически верных, без ошибок, богослужебных книг – Святейший Никон с одобрения Царя, собора русских и Восточных Патриархов провел книжную и церковно-обрядовую синопсизацию (согласование или справу; по поручению Патриарха Никона келарь Троице-Сергиевой лавры Арсений Суханов из крупнейших центров Православной Эйкумены доставил в Москву более 1000 древнейших богослужебных и религиозно-философских книг [хранятся в ГИМ в Синод. собр.]), официальное значение которой состояло во введении единообра¬зия в богослужебной практике Русской Православной Церкви – согласовании ее с практикой Церквей-сестер – и развитии традиций церковно-государственной учености. В ходе этих справ были уточнены-«исправлены» тексты в богослужебных книгах, образцы иконографии, вводилась регу¬лярная церковная проповедь, внесены изменения в обрядовую практику и чинопоследования – было восстановлено древнее, символи¬зирующее Троицу – во имя Отца и Сына и Святаго Духа, – троеперстное крестное знамение вместо двуперстного, введенного под клятвами на основании подложного Феодоритова письма на Стоглавом соборе (1551 г.); двукратное пение аллилуйя сменилось троекратным; на¬правление крестного хода вокруг цер¬кви было установлено с запада на восток, навстречу Солнцу, а не по-солонь (по солнцу); Литургию было предписано совер¬шать, как это везде во Вселенной, на 5 просфорах, а не на 7; наряду с 8- и 6-конечными крестами стали ис¬пользоваться 4-конечные; в определьных молитвословиях Великого Поста земные поклоны были заменены поясными и число их сократилось и др.

Святейший Никон радел о «симфонии» – взаимоучастливой помощи гражданской и церковной властей друг другу. По мысли Патриарха, отношение гражданской (царской) и церковной (пат¬риаршей) власти должно быть соправительством, соответственность –– «два великих дара», «пре¬мудрая двоица (Служебник. 1655 г.)

Попытки Никона вернуть в основу жизни человека, общества и государства Божественный закон – нравственное христо-антропо-центричное начало культуры, утвердить взаимоответственность Патриаршества и Царя в условиях сложившейся Вестфальской системы международных отношений (1648 г.) с ее антиклерикализмом (национальные Церкви становились государственными институциями), на которую было ориентировано гражданское законодательство Руси – Соборное Уложение (1649 г. – т.наз. первая Конституция), породила конфликт между Патриархом и боярством с Алексеем Михайловичем. В ходе конфликта в 23.07.1658 г. Никон оставил Патриарший престол.

Оставшись без Патриарха, Царь еще больше «расширяется над Церковью» (вмешивается в дела) и, таким образом, «прелюбодействует со своей Матерью, которая дала ему жизнь – духовное начало». Видя принципиальность Святейшего Никона, его стояние в вере за Церковь, был организован с участием Патриархов Александрийского и Антиохийского (в это время они уже были отлучены от кафедр и Патриархами не являлись) Собор 1666–1667 гг., который 25.12.1666 г. низложил Никона и простым монахом отправил в ссылку – в монастырское смирение в Ферапонтов, а затем под еще более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастыри. Этот же Собор подтвердил каноничность и утвердил все церковные установления Патриаршества Никона, а он, в свою очередь, опроверг все воздвигнутые на него обвинения в фундаментальном труде «Возражение или разорение смиренного Никона, Божией милостью Патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы».

Стр.: 1, [2], [3]







'







osd.ru




Instagram