А. А. Козлов | LOSEV-LIBRARY.RU

А.А. КОЗЛОВ

Страница 1

Стр. 1, [2]

Козлов Алексей Александрович(1831–1901), русский философ. Родился 8 (20) февраля 1831 в Москве. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1854). Серьезное влияние на него оказали философские идеи А.Шопенгауэра, а в дальнейшем – Э.Гартмана. Козлов публикует изложение философской системы Э.Гартмана: Философия бессознательного Эд.Гартмана (1873–1875). В 1876 занял должность приват-доцента кафедры философии Киевского университета. В 1884 Козлов защищает докторскую диссертацию Генезис теории пространства и времени у Канта и становится профессором Киевского университета. В 1885–1887 издает «Философский трехмесячник» – первый в России философский журнал. Среди наиболее важных сочинений Козлова – Философские этюды (1876); Философия как наука (1877); Философия действительности, изложение системы Дюринга (1878); Современные направления в философии (1881–1882). После выхода из-за болезни в отставку (1887) продолжает заниматься философией, издает философский сборник «Свое слово» (1888–1898). Умер Козлов в Петербурге 27 февраля (12 марта) 1901.

Собственную философскую систему Козлов именовал «панпсихизмом». Он признавал связь своих воззрений с рядом учений европейской философии, в том числе с системами Канта и Шопенгауэра, но прежде всего с традицией лейбницианской монадологии (Лейбниц, Лотце, Тейхмюллер). Человеческое «я», согласно Козлову, обладает духовной субстанциальностью, которая становится предпосылкой свободной творческой активности личности. Субъективные, внутренние переживания также активны и совершенно реальны. Гораздо в большей степени сомнительна реальность «внешнего» мира. Собственно говоря, для концепции «панпсихизма» внешних по отношению к сознанию реальностей в онтологическом смысле не существует. Действительность плюралистична, она есть не что иное, как множество индивидуальных субстанций-монад. «Под бытием разумеется первоначальная и непосредственная данность и действительность субстанций с их деятельностями и содержанием». Отстаивая принцип субстанциального единства «я», Козлов оспаривал попытки (Юма, позитивистов) свести такое единство к комплексу ассоциаций либо (материалистический вариант) к физическим и биохимическим процессам.

Стр. 1, [2]







'







osd.ru




Instagram