Малер-Матьязова | LOSEV-LIBRARY.RU

Архив статей

Дом А.Ф. Лосева /Елена Малер-Матьязова, Москва, 23 сентября 2005 г./

23 сентября состоялось торжественное открытие третьего сезона недавно созданной московской Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева» - центра, специализирующегося на изучении, манифестировании и пропаганде Русской философии и культуры

23 Сентября: к годовщине открытия Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева»

Сегодня, 23 Сентября 2005г., состоится торжественное открытие третьего сезона недавно созданной московской Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева» — центра, специализирующегося на изучении, исследовании, манифестировании и пропаганде Русской философии и культуры от ее истоков до современности. Местом возникновения Центра со столь ответственным названием стал небольшой дом на Старом Арбате (Старый Арбат, 33), связанный с жизнью величайшей фигуры русской философии, науки и культуры XX века Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), прожившего в нем ни много, ни мало вторую половину своей сложной и долгой жизни. Концентрация внимания именно на этой фигуре совсем неслучайна: Алексей Федорович Лосев является уникальной фигурой русской философии и культуры по многим факторам.

-Жизненный путь А.Ф. Лосева без преувеличения отражает всю историю России ХХ столетия: он прошел через все ее основные события – Первую мировую войну и падение царской белой России, Октябрьскую революцию и строительство революционной красной страны, аресты, репрессии и Великую Отечественную Войну и так далее, вплоть до 1988 года, немного не дойдя до событий 1991 года. В 1930 году Алексей Федорович вместе с супругой Валентиной Михайловной, его единомышленником и активным соратником, был арестован и осужден по сфабрикованному делу о так называемом Церковном монархическом центре "Истинно-православная церковь", и отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала, откуда вышел в 1933 году физически больным человеком. Удивительно, что весь этот сложнейший жизненный путь был пройден не в эмиграции, что гораздо привычней для биографии русского православного философа XXв., а в России в столь тяжелый этап ее истории.

-Научная деятельность и достижения А.Ф. Лосева являются феноменальными по своему содержанию и энциклопедическими по своему охвату. А.Ф. Лосев стал крупнейшим ученым мирового значения благодаря своим фундаментальным работам в самых разных областях гуманитарного знания – начиная от истории культуры Античности, Средневековья и возрождения, а заканчивая математикой, астрономией и музыкой. При этом, вся его научная работа была воплощена в очень и очень внушительного размера книжном наследии, включающем в себя его два известных книжных цикла – первое «Восмикнижие» конца 1920-х г. («Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Диалектика художественной формы», «Музыка как предмет логики», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии» и «Диалектика мифа») и второе «Восьмикнижие» конца 50-х. г. – восемь томов «Истории античной эстетики». Сочинения Лосева подвергались серьезным идеологическим нападкам, вплоть до запрещения и ареста книги «Диалектика мифа», после чего следующая книга философа появилась из печати лишь в 1957 году, когда ему было уже шестьдесят четыре года. Известно, что после «Беломор-канала» и после Великой Отечественной Войны А.Ф. Лосев практически полностью ослеп и все свои последующие труды сначала слагал в уме, а потом диктовал своим ученикам-секретарям, причем по их воспоминаниям сразу начисто. Он продолжал активно работать до последних дней своей жизни – продолжал обдумывать и диктовать собственные труды, давать интервью, читать лекции. Неудивительно, что его называют патриархом русской гуманитарной мысли XX, а возможно и XXIвв.

И, наконец, самое главное, его мировоззрение и жизненный путь были глубоко религиозными, а точнее православными. Несмотря на то, что формирование и становление философа проходило в эпоху Серебряного века со всеми его интеллигентскими экуменическими инверсиями христианства, А.Ф. Лосев был радикальным православным догматиком, яростно осуждавшим любые отклонения от ортодоксии, включая экуменизм и католичество, и выводящим собственную философскую систему не из «вторичных источников», а из Святого Писания, наследия Отцов Церкви и Исихастского учения – эзотерического ядра Православия. Именно А.Ф. Лосев, параллельно с представителями «Неопатристического синтеза» русской эмигрантской философии В.Лосским и Г.Флоровским, считается выразителем догматического православного Возрождения в русской философии. Кроме того, уже только после смерти философа был обнародован серьезнейший факт его православного жизненного пути: в конце 20-х г., во время активных религиозных гонений, Алексей Федорович с супругой принимает тайный монашеский постриг и становится иноком Андроником, а Валентина Михайловна — инокиней Афанасией. Интересно, что умер Алексей Федорович – инок Андроник 24 Мая -. в день Святых учителей славянских Кирилла и Мефодия, в 988 год — год Тысячелетия Крещения Руси.

Невероятная сложность жизненного пути А.Ф. Лосева отразилась и на невероятной сложности создания в его доме и под его именем центра русской философии и культуры: несмотря на то, что официально «Дом А.Ф. Лосева» был открыт всего лишь год назад, история его создания превышает десятилетие. В 1988г., после смерти А.Ф. Лосева, его учениками и соратниками было образовано культурно-просветительское общество «Лосевские беседы» во главе с его ученицей и соратницей Азой Алибековной Тахо-Годи, у которой в 1991г. появилась идея создать в доме А.Ф. Лосева некий философский, научный и культурный центр. Но к сожалению, со стороны Правительства Москвы все подобные предложения бойкотировались, и, как рассказывает сама А.А. Тахо-Годи, потребовалось немало усилий, чтобы отстоять дом на Арбате от различных планов по размещению в нем проектов откровенно коммерческого характера, больше подходящих современному Старому Арбату. В конце 90-х. годов со стороны «Лосевских бесед» поступила инициатива создания в доме великого русского философа и ученого музея А.Ф. Лосева и общественной библиотеки, основным фондом которой являлась бы сохранившаяся личная библиотека философа, насчитывающая около десяти тысяч книг, в том числе на различных древних и современных европейских языках. После определенного этапа борьбы эта инициатива была поддержана Правительством Москвы, и работа по созданию центра началась: директором создающейся библиотеки был назначен один из бывших секретарей А.Ф. Лосева Игорь Иосифович Маханьков, под ответственность которого А.А. Тахо-Годи и передала десятитысячный фонд из личной библиотеки философа. Но в течение нескольких лет этот проект не был реализован по целому ряду обстоятельств: как выяснилось ко времени запланированного открытия центра — к 2003 г. – году 100-летия со дня рождения А.Ф. Лосева – он не может открыться, поскольку значительная часть переданных на хранение мемориальных книг исчезла, а оставшаяся часть содержалась в совершенно непригодных для хранения условиях — в подвале Библиотеки; работа же над созданием музея А.Ф. Лосева даже не начиналась.

Новый этап борьбы за создание «Дома А.Ф. Лосева» начала сама А.А. Тахо-Годи, обнародовав сложившуюся ситуацию в многочисленных печатных интервью и радиоэфирах. Сложившаяся практически уже критическая ситуация вызвали неожиданно мощную реакцию со стороны представителей российской и зарубежной интеллигенции, со стороны различных общественных организаций, в том числе Византистского Клуба и Союза Православных Граждан: Отделение по культуре центрального округа г.Москвы, Правительство Москвы и Министерство Культуры РФ было завалено шквалом писем, обращений и требований сместить директора библиотеки, спасти бесценный книжный фонд от гибели и провести необходимые работы для открытия центра.

Пройдя через все трудности и совершив свою небольшую победу, 23 Сентября 2004г. в 111-й день рождения А.Ф. Лосева Библиотека истории русской философии и культуры была торжественно открыта, а 18 Октября 2004г. в день памяти первосвятителей Московских – в день именин Алексея Лосева — Библиотека была освящена. На открытии Библиотеки присутствовали и выступали ведущие представители современной русской философии – из Института Философии, МГУ и РГГУ, представители различных отраслей науки, специалистов в области филологии и литературы, многие из которых являются непосредственными учениками А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи.

Освящение Библиотеки было совершенно четырьмя священниками — протоиереями Валентином Асмусом, Александром Шаргуновым, Алексием Бабуриным и игуменом Гурием. Библиотека «Дом А.Ф. Лосева» получила прекрасную структуру и оснащение: в ней имеется Общий читальный зал, в котором находится постоянно обновляющийся фонд современных книжных новинок, Научный читальный зал, в котором находится мемориальный книжный фонд А.Ф. Лосева, Медиотека, в которой находится подборка различных информационных медиа-ресурсов и Конференц-зал, в котором проводятся различные и весьма многочисленные мероприятия. В здании Библиотеки представлена великолепная портретная галерея русских философов XXвека – нужно сказать, первая подобная галерея в Москве.

В течение первого рабочего года, в «Доме А.Ф. Лосева» было реализовано огромное число проектов, посвященных русской философии и культуре. В «Доме А.Ф. Лосева» проходили циклы регулярных философских семинаров и встреч, один из которых назывался «Русская философия — традиция и современность» (орг. В.П. Троицкий), и проходил совместно и поочередно с дружественной «Дому А.Ф. Лосева» известной Библиотекой-Фондом «Русское Зарубежье», и второй цикл — «Календарь русской философии: история философия в лицах и датах» (орг. Е.С. Малер-Матьязова), посвященный юбилейным датам рождения или смерти различных русских философов, в частности 110-летию со дня рождения В.Ф. Асмуса, 50-летию со дня смерти И.А. Ильина, 85-летию со дня смерти Е.Н. Трубецкого, 115-летие со дня рождения Н.С. Трубецкого, 110-летие со дня рождения П.Н. Савицкого. В «Доме А.Ф. Лосева» прошел цикл под названием «Встречи с исследователями» (орг. Е.А. Тахо-Годи), с презентациями их недавно вышедших книг, в частности встреча с историком русской философии С.М. Половинкиным и презентацией книги «Всё», встреча с доктором филологических наук Е.А. Тахо-Годи и презентация книги «Константин Случевский. Портрет на пушкинском фоне», встреча с доктором филологических наук И.А. Есауловым и презентация книги «Пасхальность русской словесности». Также, в «Доме А.Ф. Лосева» был открыт «Лекторий по мировой культуре», в рамках которого со своими лекциями выступили такие известные специалисты, как доктор искусствоведения Н.А. Померанцева с лекцией о Палеолите, и В.В. Есаулов с лекцией о шумерской культуре. Кроме того, в «Доме А.Ф. Лосева» в рамках проекта «Музыкальная гостиная» регулярно проходили музыкальные вечера выступлений различных исполнителей и камерных оркестров г.Москвы, в частности выступление пианиста И.Г. Соколова, ансамбля «Concerto Moscow», камерного оркестра Московской Государственной Филармонии. В качестве общественных культурных мероприятий в «Доме А.Ф. Лосева» постоянно проходили заседания общества «Зеленая лампа Арбата» — клуба любителей и исследователей истории Арбата, а также «Московские философские библиотечные вечера» — собрания библиотекарей центрального округа г. Москвы. Помимо всех вышеперечисленных регулярных мероприятий. «Дом А.Ф. Лосева» реализовал и ряд проектов, посвященных конкретным событиям. К празднованию 60-летия Победы в «Доме А.Ф. Лосева» была представлена выставка фотохроники "Северный флот в Великой Отечественной войне" классика советского фоторепортажа Роберта Диамента о Петсамо-Киркенесской операции по освобождению Заполярья и Северной Норвегии в октябре 1944 года. В рамках проходившего в Москве

IV Российского Философского Конгресса в «Доме А.Ф. Лосева» был проведен целый Круглый стол "Творческое наследие А.Ф.Лосева в контексте русской и мировой философии". А 24 Мая, в день смерти А.Ф. Лосева, сотрудниками «Дома А.Ф. Лосева» была организована панихида по А.Ф. Лосеву — монаху Андронику на месте его захоронения на Ваганьковском кладбище.

Открывшийся год назад центр Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» успел стать одним из лучших культурных и интеллектуальных салонов столицы, сплотить вокруг себя лучших представителей современной московской философской, научной, культурной, церковной православной элиты, и, таким образом, за первый же год своей деятельности, в полной мере оправдать свое ответственное название центра Русской философии и культуры.

«Дом А.Ф. Лосева», открытый в центре Москвы в самом центре Старого Арбата, должен стать символом и импульсом не только к возрождению великой русской православной философии и культуры, но и к возрождению Москвы как культурной и интеллектуальной православной столицы России.

статья помещена по адресу: http://www.pravaya.r


Архив

Архив статей и афиш:







'







osd.ru




Instagram