Козырев А.П. | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер пятый. Наши публикации.

А.П. Козырев. О Соловьевском семинаре Бернара Маршадье.

С Бернаром Маршадье меня свела судьба в 1992 году, когда я, тогда еще вчерашний студент, увлеченный изучением соловьевского архива, пришел на Конференцию в Библиотеке Иностранной Литературы. Помню его доклад «Лик Антихриста у Владимира Соловьева», очень интересный и содержательный, который мне было поручено перевести на русский язык.

Общество существует там, где существует общение – дружеское и бескорыстное. Видимо Москве с ее сумбуром 90-х такого бескорыстия не хватило. Кто-то попытался поднять Соловьева на знамя, ожидая привлечения скорых инвестиций с Запада, кто-то просто, что называется, «попал не туда», кто-то по природе своей человек оказался не общественный, вопреки Аристотелю, полагавшему обратное. А вот в Париже хватило энтузиазма Бернару, чтобы огонек дружбы вокруг Соловьева теплился и перерос в систематический, как теперь говорят, «проект», которому должно быть больше 10 лет уже.

Мне только один раз посчастливилось выступать на Семинаре Бернара в Школе Высших гуманитарных исследований на Бульваре Распай. Он проходил тогда раз в месяц по субботам, когда нету учебных занятий. Семинар того года был посвящен «Философии имени» С. Булгакова и заключался в докладе по одной конкретной главе и втором – на более свободную тему. Текст этот, вышедший поздно, в 1953 г., почему-то не был переведен Константином Андрониковым. Почему – я так и не узнал, не встретив его в тот год – а ведь это была последняя и единственная возможность: Андроников умер в сентябре того же года.

Что осталось в памяти от семинара? Совместное продирание через текст, не только иноязычный, но и в смысловом своем поле чуждый французской критической культуре. Помню даже протестные реплики приглашенных языковедов, воспитанных на Соссюре, – как можно писать такое? Семинар был важен как опыт узнавания другой культуры, а в аудитории собирались люди, готовые стать мостом, предъявив свой богатый научный и экзистенциальный опыт существования в двух культурах. Помню отца Николая Озолина, настоятеля храма на Сергиевском подворье, Жаклин де Пруаяр, знаменитую исследовательницу Пастернака, более молодых Михаилов – Грабара и Ельчанинова. Жаль, что больше не пришлось мне пока что продолжить мое участие в семинаре, но я с интересом узнавал темы – это и «Непостижимое» Семена Франка, и философия Льва Шестова, и Рим – от Первого до Третьего.

У нас в Москве есть теперь свой семинар по русской философии, который длится только два с половиной года. Но жизнь показывает, что никакие институции, кафедры, факультеты не могут обеспечить живого и длящегося общения, если нет сердобольной души того, кто бросит искорку в сердца людей, будет теплить ее, иногда и понукая, не давая лениться. Как хотелось бы, чтобы мы сами поняли, что существование таких семинаров необходимо прежде всего для нас. И надо его поддерживать, в том числе и нашим властям, как поддерживают французы продвижение своей культурной традиции в России.







'







osd.ru




Instagram