Судьбы книг | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер первый.

Библиография

Habent sua fata libelli — Книги имеют свои судьбы. /Н.К. Малинаускене/. Страница 1.

Стр.: 1, [2], [3]

Книги имеют свои судьбы — это изречение можно встретить на страницах русской литературы XIX столетия — у А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургненва...

Известное латинское изречение пришло в русскую культуру из стихотворного трактата «О буквах, слогах, стопах и метрах» (стих 258, гекзаметр) римского грамматика Теренциана Мавра, и полностью первоначально звучало так: Pro captu lectoris habent sua fata libelli Книги имеют свои судьбы смотря по тому, как их принимает читатель. Впоследствии появились варианты: Habent sua fata manuscripta рукописи имеют свои судьбы, Habent sua fata scrip-tores писатели имеют свои судьбы. Менялось и усложнялось понимание этого выражения. Один из его неожиданных смыслов дал почувствовать выдающийся филолог-классик начала ХХ века Ф.Ф. Зелинский. Чувствуется, что мысль тут пропущена через собственный личный опыт ученого, «истолкователя древнего мира». Ф.Ф. Зелинский писал: «…от автора зачастую зависит только решение, писать ли книгу или не писать ее; раз решение принято — она пишется сама и принимает ту форму, которую должна принять по внутренней необходимости. В этом — особый смысл известной поговорки habent sua fata libelli; и, пожалуй, самый глубокий и “роковой” ее смысл».

В нашем бюллетене под заголовком «Habent sua fata libelli» мы будем рассказывать о судьбах книг из библиотеки «Дома А.Ф. Лосева», судьбах, порой драматических, даже трагических, иногда вполне благополучных, можно сказать, счастливых; о влиянии этих книг на судьбы их авторов и читателей, о скрещениях и переплетениях этих судеб; о продолжении жизни той или иной книги, когда ее автора уже нет среди нас; о друзьях книги, иногда и о ее недругах. Мы будем прослеживать по возможности, когда, как и почему книга попала в библиотеку Лосева, с какими интересами ученого или его близких она связана, чем она может быть полезна читателю сегодня. Конечно, нельзя объять необъятного: в фонде А.Ф. Лосева около 10 000 томов. Поэтому выбирать будем понемногу из разных областей знания, как правило, так или иначе связанных с кругом интересов ученого: филологией и эстетикой, философией, историей, искусствоведением, музыкой, теорией литературы, математикой, логикой, теоретической лингвистикой, психологией, богословием… Ведь Лосев — редкий пример мыслителя-энциклопедиста.

И начнем с книги Алексея Федоровича Лосева, которая имела судьбоносное значение в жизни философа, — с «Диалектики мифа».

Диалектика мифа

В Библиотеке «Дом А.Ф. Лосева» в шкафу с трудами самого Алексея Федоровича стоит небольшой зеленый томик — последнее издание этой книги, включенное в серию «Философское наследие» издательства «Мысль» (Том 130). Оно подготовлено наследницей А.Ф. Лосева профессором Азой Алибековной Тахо-Годи и старшим научным сотрудником «Дома А.Ф. Лосева» В.П. Троицким. Проделав скрупулезнейшую научно-исследовательскую работу над недавно обнаружившимися в архивах рукописным и машинописным вариантами этой книги, составители опубликовали текст не только самой «Диалектики мифа», но и «Дополнения» (иначе — «Добавления») к ней, а также фрагменты, представляющие собой варианты завершающих глав книги. Предисловие А.А. Тахо-Годи «“Философ хочет все понимать”. “Диалектика мифа” и Дополнение к ней» рассказывает о пути философа к научному осмыслению мифа и влиянии этой книги о мифе на его собственную жизнь. «Примечания» В.П. Троицкого не только фактография, но и научный комментарий, где анализируется история создания самого текста книги, даются подробные библиографические и текстологические сведения. Используя эти данные, а также материалы из других изданий этой книги (см. ниже), попытаемся рассказать о самом главном.

С 1927 по 1930 г. появляется восемь книг Лосева с пометой «Издание автора»: «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Философия имени», «Диалектика художественной формы», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии» (1 том, 2-ой так и не появился), «Диалектика мифа» — последняя в этом цикле работ, ставшая для автора фатальной.

Все эти книги основаны на доскональном изучении античности, в которой рождается древнейшая форма мышления — миф. Миф — это древнейшая форма освоения мира, обобщающая в одном слове множественные конкретности жизни, «миф есть сама жизнь», «миф есть само бытие, сама реальность». При этом миф исследуется последовательно диалектически и, как это вообще характерно для Лосева, продолжающего традицию неоплатонической логики, сначала через отрицание, через отграничение от близких, но все же иных категорий (например, «миф не есть фантастический вымысел», «миф не есть научное построение»). Далее же миф рассматривается с точки зрения своего собственного смысла и внутренней формы (например, «миф есть чудо»). Определение через отрицание дополняется утвердительным определением. Например: «Миф никогда не есть только схема или только аллегория, но всегда прежде всего символ, и уже будучи символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и усложненно-символические слои». Или: «Миф не есть догмат, но — история. …миф есть личностное бытие, данное исторически». В итоге дается окончательная диалектическая форма: «Миф есть в словах данная чудесная личностная история», «миф есть развернутое магическое имя».

Стр.: 1, [2], [3]

Другие статьи раздела «Библиография»:

  • О книжной коллекции Г.И. Соколова в фондах Библиотеки «Дом А. Ф. Лосева». /М.С. Серпиков/

  • Наша периодика. /С.А. Громова/

  • Новые книжные поступления: 2003—2004. /Бебих Л.Г., Перова Л.М./



    Книжное собрание:








  • '







    osd.ru




    Instagram