24соктября 2006 | LOSEV-LIBRARY.RU

СЕМИНАР«РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ (традиция и современность)»

Доклады на семинаре

Ф.Е. Василюк «Переживание и молитва» /резюме доклада/.

В докладе ставится вопрос о месте психотерапии и смежных видов психологической практики в современной культуре. Различные направления и школы - психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, логотерапия, бихевиоральная терапия, когнитивная терапия, экзистенциальная, гуманистическая, транзактный анализ и пр. и пр. - конкурируют друг с другом, но в целом психотерапия давно уже вышла за пределы частной медицинской специализации и стала неотъемлемой частью жизни западного общества.

О чем это свидетельствует? О том ли, что «психотерапия слишком хорошая вещь, чтобы доставаться только больным»? Или о том, что само общество больно? Или о том, что найден эффективный инструмент, позволяющий человеку в условиях урбанистической культуры сохранять себя, обращаться к своему внутреннему миру, осваивать «искусство быть собой»? Каковы вообще антропологические условия возможности психотерапии как особой социо-культурной практики? Вот некоторые из вопросов, которые выносятся на обсуждение.

На фоне возрождения церковной жизни особую остроту приобретает вопрос соотношения психотерапии и духовной практики. Это вопрос не только теоретический. Уже немало православных храмов и монастырей, где по благословению священства прихожане могут получить психологическую помощь в самых разных жизненных затруднениях, начиная от проблем в детско-родительских отношениях и заканчивая проблемами наркозависимости. Эта практика нуждается в теоретическом осмыслении. Возможна ли психотерапия, основанная на христианской антропологии? Если да, то каковы должны быть ее теория и метод? Как она соотносится с «обычной» психотерапией?

Для обсуждения этих вопросов в центр внимания выдвигается психологический анализ соотношения процесса переживания и молитвы.

***

Ниже приводится аннотация и введение недавно вышедшей книги докладчика - Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. М.: Смысл, 2005.

Аннотация

Что делать, когда сделать ничего нельзя? В ситуации кризиса, на переломе судьбы человеку предстоит совершить большой душевный труд – принять неизбежное, осмыслить случившееся, нащупать новые опоры существования. Чтобы научиться оказывать человеку психологическую и духовную помощь, важно понять, какую роль в его поисках выхода из кризиса играют процессы переживания и молитвы, каковы их взаимопереходы и взаимовлияния. Поиск ответов на эти вопросы ведется с позиций общепсихологической теории, которая строится на фундаменте синергийной антропологии.

Специалистам_гуманитариям и всем, интересующимся вопросами человеческой духовности.

Введение

Вглядываясь в пеструю ленту истории современной психотерапии, за драматическими перипетиями, борьбой идей и людей, калейдоскопической сменой мод, можно заметить и медленные, глубинные тектонические сдвиги. Они знаменуются сменой психотерапевтических «упований»: в психоанализе главная надежда возлагалась на «осознание», и все хитросплетения метода должны были, в конечном счете, подвести к процессу осознания, который-то, как верилось, и обеспечивает психотерапевтический эффект; затем на сцену психотерапии восходят, чтобы сыграть главную роль, совсем другие процессы – спонтанность, научение, коммуникация, и, наконец, переживание.

В синергийной психотерапии, ради создания которой предпринято настоящее общепсихологическое исследование, таким упованием, центром кристаллизации всей психотерапевтической теории и практики должна стать молитва (см.: Василюк, 1997; 2003, с. 21–55).

Вновь появляющиеся "упования" вовсе не отменяют старых, а включают их в свою орбиту, вступают с ними в продуктивные отношения и дают им возможность раскрыть еще не исчерпанный теоретический и практический потенциал.

Христианский подход в психологическом консультировании и психотерапии на Западе уже достаточно давно и основательно утвердился, издаются десятки специальных журналов, действуют специализированные центры и т.д. У нас же в стране христианская психотерапия делает лишь первые шаги и только начинает себя опознавать. Процесс этого узнавания себя непростой, ибо должен вестись одновременно в нескольких контекстах, которые к тому же взаимоотражают друг друга: такова попытка рассмотреть себя сразу в нескольких зеркалах. Что это за контексты? Во-первых, православная традиция, включающая в себя, в частности, и опыт пастырского душепопечения (что особенно важно для психотерапии), и глубочайшую аскетическую практику, и литургическую жизнь, и теснейшим образом с ними связанную синергийную антропологию. Во-вторых, традиция современной психотерапии. В-третьих, научная психологическая традиция. В-четвертых, чрезвычайно эклектичная культура психической деятельности современного человека.

Сердце синергийной психотерапии и ее корни - в православной традиции, но формируется она на пересечении духовных, интеллектуальных и организационных влияний всех этих сильнодействующих контекстов и в своем категориальном строе и методическом арсенале обязана стремиться к обеспечению их конфигурирования. Необходимость такого теоретического и практического конфигурирования определяет и задачу данной работы. Она состоит в том, чтобы попытаться сопоставить между собой два психотерапевтических "упования" - молитву и переживание, но сделать это не на территории религиозной традиции и не на территории профессиональной психотерапии, а на "нейтральной территории" общей психологии.

Итак, сопоставительный общепсихологический анализ переживания и молитвы - главная цель настоящей работы. Но сначала для полноты теоретической картины придется вовлечь в анализ еще одну важнейшую общепсихологическую категорию - деятельности.

  • О Семинаре и организаторах

  • Программа Семинара

  • Материалы докладов на Семинаре

  • Работы о русской философии







  • '







    osd.ru




    Instagram