А.А. Григорьев. Концепция границ человеческого существования... - Тезисы | LOSEV-LIBRARY.RU

СЕМИНАР «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

«Концепция границ человеческого существования
(«Подпольный человек" Ф.М. Достоевского versus
Dasein"Бытие и время" М.Хайдеггера)»

Григорьев А.А.

Тезисы

  1. Представлена попытка рассмотреть Подпольного человека как своеобразного предтечу хайдеггеровского Dasein. Своеобразие структуры построения «Записок из подполья» – первая часть – условно говоря – онтологическая, вторая – онтическая. Для Достоевского, как и для Хайдеггера, логика продумывания вопроса вынесена на первое место, а история становления источника подобной логики – на второе. Хайдеггерианское положение о «заброшенности в мир» - фактичность (онтичность) уже содержащая в себе онтологичность, в русле a la кантовского вопроса – Как возможен Подпольный человек? Другими словами, как возможно сущее, вопрошающее о своём бытии? Приоритет вопрошания и речи в характере вот-бытия или бытия-Подпольным и у Хайдеггера и у Достоевского.

  2. Подпольный человек как критик естественного света разума. Вопрос об экспрессивности бытия как главная неудача традиции Просвещения. Смена аспекта трансцендентальной аналитики (в духе Канта) на экзистенциальную аналитику (в духе предвосхищаемого Хайдеггера). Открытость и понимающая сущность человека, ответственность за любой синтез (Я и иного). Тематизация Я у Достоевского - абсолютная открытость, оборачивающаяся абсолютной закрытостью, самоизоляцией (судьба Подпольного человека). Недостаточность тезиса об антиномичности разума (проблема бытийной укорененности разума). Перекличка с хайдеггеровским тезисом о деструкции предшествующей метафизики и её сопряженность у Достоевского с новым пониманием понимания.

  3. Постановка вопроса о новом понимании человека как очерчивание возможных границ его существования. Радикализация вопроса о границе человеческого существа в смысле экспликации тезиса, что человек и есть граница – между самим собой и миром, между самим собой и другим, между самим собой и Богом (закрытость темы Бога у Хайдеггера, но не отсутствие её). Антиномическая необходимость для Достоевского другого, не только с маленькой, но и с большой буквы – присутствие своим отсутствием. Создание условий для явленности другого как удержание себя как границы разделяюще-связывающего себя с самим собой и с другим. Встречность другого, определяемая метафизической «способностью» человека.

  4. Фундаментальное значение хайдеггеровского «срединного», отчуждённого состояния в экзистенциале Люди (Man). Одновременная истинность и не-истинность этого пре-бывания, но необходимость её для движения к самости. Аналогичное понятие «всемство» у Достоевского, появляющегося на последней странице «Записок из подполья», но играющего главную роль в статусе Подпольного человека. Всемство является стартовой площадкой, с которой открываются возможности движения «вверх» или «вниз», т.е. решимость выбора собственной границы, вернее, решимость быть именно такой границей (способ исполнения бытия, модификация бытия у Хайдеггера).

  5. Онтологический статус совести у Хайдеггера (зов бытия, призыв вернуться из человеко-самости к самости, решимость быть собой). Алетейя как скры-вающаяся явленность или как явленная сокрытость истины. Вопрос об ис-тине у Достоевского - вопрос об онтологичности религиозного опыта ка личностного выбора и приятия.





'







osd.ru




Instagram