Т.В. Левина. Флоренский и Витгенштейн - тезисы | LOSEV-LIBRARY.RU

СЕМИНАР «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Метафизический реализм: о чем говорит Флоренский, о чем молчит Витгенштейн

тезисы к докладу на семинаре “Русская философия” 22 мая 2014 г.

Татьяна Левина, НИУ ВШЭ

Позиция, согласно которой математические объекты наделяются отдельным существованием, называется платонизмом в математике. Эта концепция связана с “миром идей” Платона, отдельное существование которого он доказывает в многочисленных диалогах. Платонизм также называют “метафизическим реализмом”, т.е. концепцией, утверждающей реальное существование метафизических объектов. Например, в статье “Мысль. Логическое исследование” логик Готтлоб Фреге так оформляет свою теорию метафизического реализма: “мысль, которую мы высказываем в теореме Пифагора, истинна вне всякого времени и не зависит от того, считает ли кто-нибудь ее истинной”. Платон высказывается о математических объектах как имеющих самостоятельное существование в таких диалогах, как Государство, Законы, Тимей, Филеб и других. Мы же обратимся к Людвигу Витгенштейну как представителю платонизма XX века. Исследователи Витгенштейна приходят к разным выводам о том, причислять ли его к течению платонизма или нет. В “Логико-философском трактате” Витгенштейн конструирует сферу, концептуально похожую на платоновский “мир идей”. Однако, сказав это, он не раскрывает трансцендентное, предпочитая оставить эту тему недосказанной, поскольку здесь мы вступаем на поле мистического. Только чувство мистического дает нам почувствовать целостность мира (6.45). Но целостность мира, доступная лишь мистической созерцательности, доказывает ограниченность мира. Поэтому — “о чем невозможно говорить, о том следует молчать” (7). Так Витгенштейн разграничивает дискурсивное и недискурсивное знание, полагая, что средствами логики нельзя определить логическую форму, другими словами, смысл мира нельзя описать элементами этого мира. В отличие от Витгенштейна, о. Павел Флоренский выбирает не только противоположный (катафатический) путь познания трансцендентного, но и другой язык выражения трансцендентного. Один из “языков”, которым пользуется Флоренский, — это язык искусства. В “Иконостасе” Флоренский пишет о цели искусства: «Всякая живопись имеет целью вывести зрителя за предел чувственно воспринимаемых красок и холста в некоторую реальность, и тогда живописное произведение разделяет со всеми символами вообще основную их онтологическую характеристику — быть тем, что они символизируют». Итак, искусство, по Флоренскому — это трансцендирование за пределы видимой реальности.

На основании проведенного исследования также интересно заметить, что аналитическая и русская философии, по способу философствования считающиеся несовместимыми, находят интерес к общим проблемам; лишь предлагаемое решение этих проблем — различно. В связи с тем, что и Витгенштейн, и Флоренский являются, по большому счету, наследниками античной и византийской традиций, интересно было рассмотреть эти различия: в первом случае — язык логики и апофатический метод, во втором - теологии и философии искусства в сочетании с катафатическим методом.





'







osd.ru




Instagram