Д.С. Московская. К истории дружбы А.Ф. Лосева и Н.П. Анциферова | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева». Вып. 18

Д.С. Московская. К истории дружбы А.Ф. Лосева и Н.П. Анциферова

О дружбе и характере взаимоотношений историка-медиевиста, краеведа-урбанолога, литературоведа, писателя Николая Павловича Анциферова и Алексея Федоровича Лосева известно из мемуаров Анциферова, из книги А.А. Тахо-Годи «Лосев» (М., 2007) и ее воспоминаний [1]. Лосева и Анциферова объединило общее для русской интеллигенции время и пространство «железного века» русской истории: Белбалтлаг – место их встречи и старый Арбат – родина их дружбы. Вот отрывок из воспоминаний Анциферова, относящийся к 1933 г.: «Помню лекцию А.Ф. Лосева в клубе для сотрудников ГПУ, на которую были допущены все желающие. Зал был полон. Многие стояли. Лекция была о принципе относительности Эйнштейна с философской точки зрения. Она была закончена приблизительно так: «В “Интернационале” поется: “Мы свой, мы новый мир построим”. Теперь наука строит совершенно новые представления о космосе, представления, которые дают мощный толчок философской мысли». Лектору устроили овацию. Лосев прочел краткий курс по истории материализма, показав в заключительной лекции (я слышал только ее), что представление о материи все больше сливается с представлением об энергии.

<…> Был кружок “друзей книги”. Помню, как з-к В.С. Раздольский делал доклад о книге М.М. Бахтина о Достоевском. Тот же Лосев сказал: “Разве можно говорить и писать о Достоевском, исключив Христа!” После собрания я подошел к его жене и сказал ей: “Убедите Алексея Федоровича воздержаться от таких выступлений”. Она ответила, грустно взглянув на меня: “Всего не перемолчишь”.

<…> В первые месяцы моей жизни на Медвежьей горе уже начали освобождать моих однодельцев. <…> Одним из первых был освобожден А.А. Достоевский (из Пушкинского Дома), потом биолог и мастер художественного чтения Артоболевский. <…> Был освобожден и А.Ф. Лосев. Но жена его, заключенная по его делу, освобождена не была, и Алексей Федорович остался вольнонаемным. Как живо помню я эту дружную чету, направляющуюся из 1-го лагеря в Управление на работы» [2].

Анциферова и Лосева объединяло не только общее пространство судеб. Их соединяла любовь к мировой культуре, любовь, рожденная знанием [3] и почти религиозным почитанием «священных камней старого мира». В то же время, профессионализм Анциферова мог быть и полезен, и интересен Лосеву-ученому. Анциферов, безусловно, был благодарным и профессиональным его слушателем, о чем свидетельствует переписка. Так в письмах И.Н. Томашевской (дружбу с семьей Томашевского Анциферов бережно пронес через многие годы) он брался переслать в Ленинград новую книгу А.Ф. Лосева по мифологии [4]. Из переписки Николая Павловича с дочерью Татьяной Николаевной Камедровской [5] мы узнаем те же черты заинтересованного и дружеского внимания Анциферова к работам философа. Воспоминания Азы Алибековны указывают книгу как основу дружеского притяжения философа и историка – Лосева и Анциферова [6].

Ниже приводится текст письма, содержание которого выходит за пределы только указанной тематики. Написанное за несколько месяцев до смерти автора, последовавшей в сентябре 1958 г., оно комментирует отношения Анциферова с еще одним представителем высочайшей культуры, достигнутой русской творческой интеллигенцией к ХХ в., с еще одним хранителем ее «всечеловечности» – М.Л. Лозинским и его женой Т.Б. Лозинской. Ксерокопии переписки мне были любезно предоставлены дочерью Анциферова Татьяной Николаевной. Расшифровку трудного почерка перенесшего инсульты Анциферова взял на себя его правнук – Николай Михайлович Анциферов [7]. Оно публикуется ниже с разрешения наследников Николая Павловича – его дочери Татьяны Камедровской, ее дочери, внучки Н.П. Анциферова, Наталии Лорд, внука Михаила Анциферова и правнука Николая Анциферова:

Дорогой мой лучик, как называла тебя София Алекс<андровна [8]>. Письмо она пишет под мою диктовку: у меня болит рука. Получил твое письмо с описанием предстоящего Татьяниного дня. В нем я не нашел отклика на мое последнее письмо. Боюсь, что оно пропало. Поэтому повторю самое главное. Татьяна Борисовна [9] просила меня принять ее помощь для взноса дач в кооператив, она упрекала меня, что я отказываюсь принять ее помощь: невозможность помочь друзьям лишает ее самых больших радостей.

Ее муж умер, агония была длительна, Тат<ьяна> Бор<исовна> была при муже дни и ночи, так измучилась, что приняла люминаль в таком количестве, «думая только: уснуть, уснуть», и не проснулась. На панихиде они лежали рядом, как два изваяния в готическом храме, похоронили их в одной могиле на Волковом кладбище, недалеко от могилы Ив<ана> Михайл<овича> [10], которую я вместе с ней посещал.

Какой она была совершенно исключительный человек! В ее лице я потерял своего ангела-хранителя!

<…> Танюша! <…> У меня к тебе просьба. Один мой друг – профессор классической филологии недавно выпустил свой объемистый труд: «Античная мифология» [11] и продолжает работать в этой области, хотя он почти ослеп, и его ученица, как Антигона водила царя Эдипа, водит его за руку. Для работы ему нужны редкие книги, которые можно купить только у букиниста. Если у тебя найдется время, попробуй что-нибудь купить из прилагаемого списка. Лучше всего B. Snell. «Lexikon des frühgriechischen Epos» (в списке все данные. Если это не очень дорого. Деньги он вернет мне. <…>)

1. Roscher. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Baende IV–V (начиная с буквы S и до конца алфавита).

2. E. Schwyzer. «Griechische Grammatik», Baende I–II–III (Lautlehre, Formenlehre syntax).

3. W. Schmid und O. Stählin. «Greek Literature Geschichte der griechischen Literatur» IV–V Baende.

4. M.P. Nilson. «Geschichte der griechischen Religion». Baende I–II 1941. Лучше более позднее издание.

5. I.B. Hoffman. «Etymologisches Wörterbuch der Griechischen». 1949.

6. H. Diels. «Die Fragmente Der Vorsokratiker», но только обязательно 6-ое издание или более позднее, если оно было.

7. Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft, herausgegeben von Pauly-Wissowa-Kroll-Mittelhaus. Полутомы, начиная с 17-го, сколько можно.

8. Nilsson M.P. La religion populaire dans la Grece antique, 1954.

9. Nilsson M.P. Les croyances religieuses de la Grece antique, 1 edition. 1955. Paris.

10. W. Nestle. Vom Mythos zum Logos. 1956–57.

11. B. Snell. Lexikon des frühgriechischen Epos. (изд. Vandenhoeck et Ruprecht), вышедшие выпуски 50-е гг.

12. H. Frisk. Griechisches etymologisches Wörterbuch (изд. Winter, вышедшие выпуски 50-е годы.

14. Smyth. Dictionary of Greek and Roman antiqueties. t. I–II.

Ниже приводится комментарий Азы Алибековны Тахо-Годи к письму Николая Павловича, сделанный по моей просьбе.

От Татьяны Николаевны Алексей Федорович ничего не получил. Он выписывал, когда стало возможно, из книжного отдела АН СССР. Так он выписал:

1. Roscher’a

2. Schwyzer’a

4. Nilson

5. Hoffman

11. W. Nestle

12. B. Snell –12 выпусков

13. H. Frisk

3. W. Schmid und O. Stählin – выписал Алексею Федоровичу вице-президент АН СССР О.Ю. Шмидт.

6. H. Diels – Die Fragmente подарил Алексею Федоровичу американский ученый Дж. Клайн – J. Kline. Затем он выписал из книжного отдела. Один экземпляр подарил известному, ныне покойному ученому – Тане Васильевой.

7. Realencyclopädie – выписывал нужное по томам через книжный отдел.

8–9. Есть у нас в переводе на русский язык.

______

Наивно было со стороны Алексея Федоровича просить покупать книги в США, которые выходили в Германии. Кроме того, это громадные томы, и никаких денег не могло бы хватить у Т.Н. Камендровской. Но сама просьба Николая Павловича к дочери трогательная.

На всех полученных Алексеем Федоровичем книгах стоит особый штамп книжного отдела АН СССР. Я постоянно пользуюсь этими книгами. Как их выписывали, см. мою книгу «Лосев». Cерия ЖЗЛ. 2007.


1 Тахо-Годи А.А. Жизнь и судьба: Воспоминания. М., 2009. См. также вып. 11 Бюллетеня Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева» с публикацией А.А. Тахо-Годи «Н.П. Анциферов и Лосевы».

2 Анциферов Н.П. Из дум о былом: Воспоминания. М., 1992. С. 385; 379.

3 Анциферов, выпускник «дантовского» семинария И.М. Гревса в Петербургском университете (1915 г.), автор выпускного исследования по аскетизму Франциска Ассизского, с 1919 по 1923 гг. заведовал кафедрой древней истории во 2-м Педагогическом Институте им. Н.А. Некрасова в Ленинграде, где читал курс лекций по истории падения Римской республики, истории принципата, падению Римской империи, истории папства. Знаток латинского, итальянского, французского, немецкого языков, специалист в области эллинистической, средневековой культуры и культуры эпохи Возрождения, посвятивший значительное число своих трудов духовной и материальной культуре европейских городов, он получил блестящие характеристики таких выдающихся ученых-медиевистов, как И.М. Гревс и Д.М. Петрушевский.

4 ОР РГБ. Ф. 645. Карт. 35. Ед. хр. 17. Анциферов Н.П. Письма к Медведевой-Томашевской И.Н. 1954–1956. Л. 15.

5 В годы войны Татьяна Анциферова оказалась на оккупированной территории Детского Села. Вместе с тетей, Анной Николаевной Оберучевой, в феврале 1942 г. она была вывезена в Германию. Весть о том, что дочь жива, принесли вернувшиеся из Германии друзья Анциферова. Они рассказали все, что знали о Татьяне вплоть до 7 января 1945 г. – дня ее бракосочетания с американским гражданином русского происхождения Алексеем Камендровским. Сохранился фрагмент воспоминаний Анциферова: «Летом 1946 года я проводил отпуск в Келомяках – теперь Комарово. Я уже знал, в Териоках работает вернувшаяся из немецкого плена Лала Анненская – внучка поэта Анненского, которая встречалась с Танюшей. <…> От Лалы я узнал, что Таня вышла замуж. Мать Лалы меня направила в соседнее Тюрисево к Верховским (тоже царскоселам) <…>. От них я узнал многое, обнадежившее меня <…> я, возвращенный к жизни спасением моей дочери, шел в Келомяки по берегу моря и слушал шум прибоя и крик чаек в белую ночь» (Анциферов Н.П. Наброски. Дополнения к воспоминаниям // ОР РНБ. Ф. 27. Д. 64. Л. 35-39; разыскания И.А. Голубевой). С конца 1940-х гг. Татьяна состояла в переписке с отцом, сначала через Прагу, позже, в период хрущевской оттепели, Анциферов стал получать письма непосредственно от дочери. Во время болезни отца Татьяна Николаевна снабжала его нужными лекарствами. Подобная связь позволяла Анциферову обращаться к дочери и с другими просьбами.

6 Аза Алибековна вспоминает о безуспешных попытках своих и Алексея Федоровича приобрести запрещенные властями книги эмигрантов З. Гиппиус и Д. Мережковского и приводит следующий эпизод: «…Николай Павлович Анциферов пришел в гости (он ведь живет рядом) и принес подарок не что иное, как книгу. Да еще какую! Дм. Мережковского “Павел и Августин”, издательство “Петрополис” (Начало 1920-х годов, Берлин)» (Тахо-Годи А.А. Жизнь и судьба. С. 398.). Как оказалось, книга, была снабжена дарственной надписью: «Милому Илюше от любящего Дм. Мережковского», и некогда принадлежала Илье Исидоровичу Фондаминскому (псевдоним «Бунаков»), одному из организаторов «Лиги православной культуры», погибшему в годы Второй мировой войны в Освенциме. (Там же. С. 403).

7 См. публикацию выдержек из переписки Анциферова с дочерью в изд.: Анциферов Н.М. Обзор переписки Николая Павловича Анциферов с дочерью Татьяной // Н.П. Анциферов. Филология прошлого и будущего. По материалам международной научной конференции «Первые московские Анциферовские чтения» (25-27 сентября 2012 г.) Сб. статей. М., 2012. С. 459–463.

8 Вторая жена Н.П.Анциферова – София Александровна Гарелина, москвовед, экскурсионист, ученица Н.А. Гейнике.

9 Татьяне Борисовне Лозинской (урожд. Шапирова; 1885–1955) и истории ее дружбы с семьей Н.П. Анциферова посвящена статья М.Б. Вербловской, см.: Вербловская М.Б. Т.Б. Лозинская – друг Н.П. Анциферова // Н.П. Анциферов. Филология прошлого и будущего. С. 450-458.

10 Гревс Иван Михайлович (1860–1941), профессор Петербургского государственного университета, историк-медиевист, урбанист, специалист по духовной и материальной культуре европейского средневековья и Ренессанса, учитель и друг Н.П. Анциферова.

11 Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1957.







'







osd.ru




Instagram