Советуем прочитать | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Выпуск пятнадцатый. Справочно-библиографический раздел

Н. А. Бекасова. Советуем прочитать (Новые книжные поступления в «Дом Лосева»: 2012)

1. Алексеев, Сергей Викторович. Религии мира : история и современность / Моск. Гуманитар. Ун-т, Каф. Истории. — М.: Воздушный транспорт, 2012. — 381, [1] с.; 21 см. — Библиогр. В конце глав.

Настоящее учебное пособие основано на прочитанных автором курсах лекций, посвященных истории религии и религиоведению. В настоящее время, в условиях возрождения национально-религиозных традиций народов России, религиозные проблемы приобретают значительную актуальность. Религиозный фактор оказывает разностороннее воздействие на общественно-политическую и культурную жизнь страны. Религия является важнейшей, по мнению многих мыслителей, базовой или одной из основных, составляющей культуры. Взаимосвязь религии и культурных традиций можно проследить в течение всей истории человечества. Рационализм и атеизм нового времени лишь временно ослабили позиции религиозного сознания, но не сумели полностью вытеснить его. Существующие литература, искусство, моральные системы пронизаны религиозной составляющей, не могут быть осознаны без ее изучения. Настоящее пособие адресовано студентам, изучающим дисциплины «История религии», «Религии народов мира», «Религиозная ситуация изучаемого региона», «Религиоведение». В нем рассматриваются общие и частные проблемы религиоведения, прежде всего через призму конкретной истории отдельных религиозных систем.

2. Аристотель. Евдемова этика : в 8 кн. : греческий текст, русский перевод / Пер. с древнегреч. Т. В. Васильевой, Т. А. Миллер, М. А. Солоповой ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: Канон+, 2011. — 406, [1] с.; 22 см.

Книга содержит греческий текст и русский перевод «Евдемовой этики» великого греческого философа Аристотеля. Особенностью издания является то, что это сочинение печатается в составе восьми книг. Современные издания текста «Евдемовой этики» традиционно включают в ее состав пять книг, пропуская три так называемые «средние» (или «общие») книги (кн. 4, 5, 6) поскольку считают их повторением трех «средних» книг, этики «Никомаховой» (кн. 5, 6, 7). Вопросами аутентичности обеих этик, первоначальной принадлежности трех «средних» книг, свидетельствам древних каталогов и посвящены исследования, публикуемые в приложении: «Этические сочинения и этическая система Аристотеля» и «К проблеме трех средних книг «Никомаховой» и «Евдемовой» этик Аристотеля». Издание предназначено для всех, интересующихся историей древнегреческой философии.

3. Бетти, Эмилио. Герменевтика как общая методология наук о духе / Пер. с нем. Е. В. Борисов], Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2011. — 143 с.; 17 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.

Программная работа итальянского философа и правоведа Э. Бетти, экспонирующая принципы методологической герменевтики в полемике с философской герменевтикой Х.-Г. Гадамера. Для историков философии и специалистов по эпистемологии гуманитарного знания.

4. Бибихин, Владимир Вениаминович. Лес (hyle): (проблема материи, история понятия, живая материя в античной и современной биологии). — СПб.: Наука, 2011. — 425 с., [1] л. портр.; 22 см. — (Слово о сущем ; Т. 94). — Библиогр. в подстроч. примеч.

Исследуется лес в истории планеты и человечества. Прослеживаются основания философского понятия материи в опыте неметрического пространства леса. Уточняется отношение мужского начала эйдоса к материи в биологических трактатах Аристотеля. С привлечением отечественной и зарубежной литературы разбирается проблематика образования и развития видов, двух начал (аспектов) жизни, приспособления (годности) и выживания форм жизни. Конструктивно оцениваются перспективы современной этологии.

5. Вундт, Вильгельм. Введение в философию / Под ред. А. Л. Субботина. — М.: Канон+ : РООИ «Реабилитация», 2011. — 430 с.; 21 см.

Предлагаемая читателю книга представляет собой одно из наиболее известных и основательных «Введений в философию», изданных в прошлом столетии. Вундт строит свое введение в философию на основании исторического подхода к предмету. В книге рассматриваются определения философии, отношения философии к науке и религии, проблема классификации наук. Основное содержание книги занимает очерк развития европейской философии от древних греков до нового времени и анализ главных философских направлений, где излагаются основные типы решений философских вопросов в трех областях философского знания: теории познания, метафизике и этике. Книга будет полезна студентам университетов и иных высших учебных заведений, где преподается философия, а также всем интересующимся данным предметом.

6. Голобородько, Денис Борисович. Концепции разума в современной французской философии: М. Фуко и Ж. Деррида / Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 2011. — 175, [2] с.; 20 см. — Библиогр.: с. 68—84.

Книга посвящена философско-антропологическому анализу знаменитой полемики о разуме и неразумии. Рассматривается ряд критических подходов к проблеме рациональности во французской философии XX в. Дается обзор критики разума в работах А. Кожева, Ж. Батая, М. Бланшо. Анализируются концепции «археологии знания» (М. Фуко) и «деконструкции» (Ж. Деррида). В центре исследования такие понятия, как «Другой», «безумие», «исключение», «власть», «различие». В приложении помещены переводы ключевых для исследуемой полемики текстов: «Cogito et histoire de la folie» Ж. Деррида (публикуется в новом переводе) и «Mon corps, ce papier, ce feu» М. Фуко (на русском языке публикуется впервые). Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся современной философской и политической антропологией.

7. Государство как произведение искусства: 150-летие концепции / Ин-т философии РАН, Моск.-Петерб. филос. клуб ; отв. ред. А. А. Гусейнов. — М.: Летний сад, 2011. — 287 с.; 22 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.

В сборник включены материалы проведенного при участии Флорентийского общества «Круглого стола» и избранные работы конкурса молодых ученых, посвященные одной и той же теме: «Государство как произведение искусства». «Круглый стол» состоялся 14 апреля 2010 года в Институте философии РАН как совместное заседание философов и юристов, академических специалистов и практикующих гуманитариев; он был приурочен к 150-летию публикации книги швейцарского историка Якоба Буркхардта «История культуры Ренессанса: Попытка исследования» к 75-летию Пакта Рериха — действующего международного договора о защите культурных ценностей от военных действий государств, подписанного по инициативе президента США Франклина Рузвельта, но разработанного и вдохновленного знаменитым русским мыслителем и художником Николаем Рерихом, в честь которого договор официально и был назван. Конкурс молодых ученых, проходивший в период с мая по сентябрь 2010 года, охватил студентов, аспирантов и молодых преподавателей философских, юридических и других гуманитарных специальностей из 20 регионов России. Оба мероприятия были организованы Институтом философии РАН и Московско-Петербургским философским клубом в рамках их совместных усилий по разработке и публичному обсуждению проблем философии права.

8. Гура, Александр Викторович. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. — М.: Индрик, 2012. — 935 с.; 22 см. — (Традиционная Духовная Культура Славян. Современные исследования). — Указатели: с. 848—935.

Монография представляет собой систематизированный свод фактов, относящихся к славянской свадебной традиции; посвящена месту бракосочетания в общем жизненном цикле и символике брака, воплощенной в целом комплексе форм и жанров традиционной народной культуры, и прежде всего — в свадебном обряде, его терминологии и структуре (персонажном, предметном, акциональном и вербальном семиотических кодах). Раскрываются основные понятия, связанные с браком, способы передачи символического содержания свадьбы средствами тематических кодов (военного, растительного, ландшафтного, временного, вкусового, различных ремесленных и др.). Систематизированы типы значений мотива брака, широко представленного в народном календаре, народной демонологии и зоологии, медицине, магии, гаданиях, играх, приметах и фольклоре. Обобщены данные по ареалогии и типологии славянской свадьбы и намечены перспективы реконструкции праславянского свадебного обряда. Этнолингвистический анализ материала подчинен задачам семантической реконструкции свадебно-брачной символики в целом, выявлению внутреннего устройства системы традиционных представлений, относящихся к жизненному циклу, и прояснению некоторых общих механизмов организации языка культуры.

9. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Античная этика / Рос. акад. наук, Ин-т философии, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Либроком, 2011. — 287 с.; 23 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.

Настоящая книга является первым отечественным систематическим исследованием античной этики. Полнота рассмотрения философско-этических учений сочетается в ней с их оригинальным толкованием как различных ответов на один и тот же вопрос о том, как добродетель соединяется со счастьем. Показано, что стремление к бессмертию, свойственное героям и героическому этосу, было вдохновляющей силой всего античного философствования. Изложение ведется по хронологическому принципу. Рассматриваются моральный канон античности (Гомер, Гесиод, Семь мудрецов), этика ранней греческой философии, воззрения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

10. Замалеев, Александр Фазлаевич. Интуиции русского ума: статьи, выступления, заметки / С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб.: Университетская книга, 2011. — 214, [1] с.; 21 см. — Библиогр.: с. 213—214 и в конце ст.

Сборник содержит материалы, большей частью публиковавшиеся в разных малотиражных изданиях. В них нашли отражение проблемы интуитивной гносеологии и стиля мышления в русской философии и других сферах национального культуротворчества.

11. Красиков, Владимир Иванович. Социальные сети русской философии XIX — XX вв. — М.: Водолей, 2011. — 399 с. : ил.; 21 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.

В книге исследуются социальные сети русской философии последних двух веков — субъекты, динамика, состав и структуры; определяются тематики поля интеллектуального внимания и приоритеты ключевых дискуссий; выявляются корреляции между социально-экономическими изменениями и сменой материально-организационных основ существования сообществ интеллектуалов.

12. Кричевский, Андрей Владимирович. Абсолютный дух сквозь лики триединства: Сравнительный анализ философско-теологических концепций Гегеля и позднего Шеллинга / Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2001. — 236, [1] с.; 20 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.

Книга представляет собой продолжение исследования, основные общеметафизические аспекты которого были проработаны в монографии автора «Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга» (М.: ИФРАН, 2009).

13. Кухер, Катарина. Парк Горького : культура досуга в сталинскую эпоху : 1928—1941 / Пер. с нем. А. И. Симоновой. — М.: РОССПЭН, 2012. — 349, [1] с., [12] л. ил.; 23 см. — (История сталинизма). — Пер. изд.: Der Gorki-Park. — Библиогр.: с. 321—348.

Книга немецкого историка Катарины Кухер посвящена истории возникновения и функционирования Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького в 1930-е гг. Автор уделяет много внимания влиянию сталинского режима на культуру досуга трудящихся, рассматривает строительство архитектурного ансамбля парка, соответствующего идеологии того времени, исследует процесс создания аналогичных парков на территории Советского Союза. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся отечественной историей XX в.

14. Ливри, Анатолий. Физиология сверхчеловека : введение в третье тысячелетие. — СПб.: Алетейя, 2011. — 310, [1] с.; 21 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.

Автор вводит читателя в философию Третьего Тысячеления. Русский писатель Анатолий Ливри, погружаясь в утонченную сложность Сверхчеловека, раскрывает ее, черпая примеры из русской литературы, попутно делая серию открытий в творчестве Набокова, Булгакова, Мандельштама.

15. Лисин, Александр Иванович. Идеальное : (общая теория идеальности материи). — М.: Икар, 2012. — 806 с. : ил.; 30 см. — Указ.: с. 743—796.

В этой книге мы будем размышлять об идеальном — о сущности, у которой, по сути, много и иных наименований: «дух», «душа», «идея», «значение», «смысл», «значимость», «жизнь», «психика», «сознание», «бессознательное», «ценность», «стоимость», «ментальное», «всеобщее», «время», «пространство», «геометризм», «форма», «процессуальность», «вероятность», «системность» — и множество ещё других имён, объединяемых их родовой «фамилией»: в философском плане — категорией нематериального (а в общенаучном смысле — категорией информации). Анализ идеальных сущностей, естественно, предполагает определённую методологию, имеющую базовые основания. «Для применения своего метода теоретик в качестве фундамента, — говорил создатель релятивной физики, — нуждается в некоторых общих предположениях, так называемых принципах, исходя из которых он может вывести следствия. Его деятельность, таким образом, разбивается на два этапа. Во-первых, ему необходимо отыскать эти принципы. Во-вторых — развивать вытекающие из этих принципов следствия» (Эйнштейн А. Физика и реальность: сборник статей. Москва: Наука, 1963. С. 5). Начальным принципом общей теории идеального (идеальности материи) должен послужить тот фундаментальный факт, что универсум, понимаемый нами как самое общее определение бытия всего сущего, в одном плане — разделён (дискретен), а в другом — целостен, т. е. пребывает в двух базовых состояниях, постоянно проявляя две взаимно противоположные, но вместе с тем и взаимно связанные интенции. Говорят, дьявол прячется в деталях. Идеальность материи, которую, конечно, не следует отождествлять с дьяволом, «прячется» именно в этих двух базовых понятиях универсума, определяющих его динамику, эволюцию, генезис феноменов жизни и человека (с его психикой и сознанием) и, в целом, само наше миропонимание. Исходя из этого фундаментального принципа, а именно соотносительности интенций универсума к дискретности и, одновременно, к целостности, вполне закономерно, как её следствие, и формируется общая теория идеальности материи. Монография издаётся в авторской редакции.

16. Морен, Эдгар. К пропасти? / Пер. с фр. Г. Наумовой. — СПб.: Алетейя, 2011. — 134, [1] с.; 20 см. — Пер. изд.: Vers l'abime?, 2010.

Эта книга представляет собой синтез творчества Эдгара Морена. В неизбежности катастрофы, по мнению автора, кроется шанс на спасение. Хаос, в котором человечество рискует потонуть, является своего рода выходом в положительную обратную связь feed-back positif возрождения и преобразования. Гусеница умирает в коконе, чтобы стать прекрасной бабочкой — разрушение может быть предварительным актом преобразования.

17. Неретина Светлана Сергеевна. Концепты политической культуры / Светлана Неретина, Александр Огурцов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2011. — 276, [3] с.; 20 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.

Существуют различные методологические и теоретические стратегии в определении сути политики. Авторы выбрали путь выявления и описания концептов политической культуры как тех инвариантных структур сознания, которые образуют систему отсчета многообразных установок и оценок личностью власти, собственности, других людей и социальных групп.

18. Николай Кузанский. Об ученом незнании = De Docta Ignorantia / Пер. с лат. В. В. Бибихина. — М.: Академический проект, 2011. — 159 с.; 21 см. — (Философские технологии: ФТ). — Библиогр.: с. 148—155.

«Наука незнания» (или «Об ученом незнании») — главная работа Николая Кузанского, философа, церковного деятеля и ученого XV в. Видя в единстве первопричины дело философского познания, Кузанский учит умудренному неведению перед лицом божества. В осознании нашего исходного незнания всегда уже действует понимание того, каким должно быть истинное знание. В непознанном таким образом дает о себе знать исходно известное; отдельное свидетельствует о предсуществовании целого; разнообразие говорит о лежащем в его основе единстве. Пестрота чувственного отсылает к его рациональным закономерностям, сложность рациональности — к простоте ума (интеллекта), различие умов как единяще-собирающих начал — к простейшему единству. Отсюда универсальный прием философского восхождения: соединение видимых противоположностей в предшествующем им единстве. Книга будет интересна как студентам, получающим классическое образование, так и всем интересующимся философией и богословием.

19. Ойзерман, Теодор Ильич. Возникновение марксизма. — М.: Канон+ : РООИ «Реабилитация», 2011. — 598 с.; 22 см. — Библиогр.: с. 584—593.

Научный анализ марксизма, освобожденный от идеологический интенций, с несомненностью доказывает, что главным в этом учении — каким бы невероятным это ни показалось на первый взгляд — является не обоснование необходимости упразднения частной собственности на средства производства, а обоснование возможности и необходимости всестороннего развития человеческих способностей и потребностей путем радикального переустройства общества независимо от того, произойдет ли этот процесс революционным или эволюционным путем.

20. Павлюченков, Николай Николаевич. Религиозно-философское наследие священника Павла Флоренского: антропологический аспект / Православный Свято-Тихоновский гуманитар. ун-т. — М.: Издательство ПСТГУ, 2012. — 287 с.; 21 см. — Библиогр.: с. 278—287 и в подстроч. примеч.

Священник Павел Флоренский (1882—1937) — выдающийся мыслитель начала XX в., поставивший цель в своем религиозно- философском и научном творчестве проложить пути к будущему цельному миропониманию. Данная работа посвящена одному из наименее изученных аспектов его творческого наследия, включающего в себя представления о месте человека в мире, строении и назначении человека. Систематическая реконструкция антропологии о. П. Флоренского предпринимается на основе большого количества источников: религиозно-философских трудов, писем и записей о. П. Флоренского, охватывающих весь период его творческой деятельности на свободе и в заключении на Дальнем Востоке и в Соловецком лагере. Работа включает также рассмотрение основных периодов творческой биографии о. Павла и важных особенностей его личного духовного и мистического опыта. Книга адресована философам, богословам, историкам русской философии и всем интересующимся вопросами религиозно-философского учения о человеке.

21. Резниченко, Анна Игоревна. О смыслах имён: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. — М.: Regnum, 2012. — 415 с.; 22 см. — (Selecta; 15). — Библиогр. в подстроч. примеч. — Имен. указ.: с. 407—415.

Монография Анны Резниченко посвящена реконструкции и анализу историко-философского процесса в России и Русском Зарубежье; преимущественно в период первой половины XX столетия. Среди героев книги — свящ. П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков, Вл. Соловьёв и прот. Г. В. Флоровский, А. С. Глинка-Волжский и П. П. Перцов, С. Л. Франк и С. Н. Дурылин, и многие другие. Их концепции рассматриваются с точки зрения того внутреннего единства формирования и последующего бытия в культуре, которое автор предлагает, вслед за А. Ф. Лосевым, назвать «судьбой имени». Онтологический статус имени, как показано в книге, таков, что позволяет определить не только непосредственный смысл и контексты формирования слова, но и судьбу философа, имеющего мужество его произнести. Для специалистов в области философии в России, широкого круга читателей, интересующихся историей русской мысли.

22. Розанов, Василий Васильевич. Террор против русского национализма : статьи и очерки 1911 г. / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информации; сост. и подгот. текста А. Н. Николюкина и др.; коммент. Б. Н. Романова. — М.: Республика, 2011. — 412, [1] с. : портр.; 22 см. — (Собрание сочинений / В. В. Розанов ; под общ. ред. А. Н. Николюкина ; т. 21). — Указ. имен / В. М. Персонов: с. 383—409.

В настоящем томе центральное место занимает цикл статей В. В. Розанова 1911 г., вызванных убийством председателя Совета Министров П. А. Столыпина. Как всегда, в статьях и очерках писателя, впервые собранных в отдельную книгу из газет и журналов, дается живая и своеобразная характеристика событий этого года, дополненная раздумьями о прошлом и настоящем России.

23. Спор о России: В. А. Маклаков — В. В. Шульгин. Переписка: 1919—1939 / публ., вступ. ст. и примеч. О. В. Будницкого. — М.: РОССПЭН, 2012. — 438, [1] с., [8] л. ил.; 21 см. — (Русские сокровища Гуверовской башни).

Василий Алексеевич Маклаков (1869—1957) и Василий Витальевич Шульгин (1878—1976) принадлежали к политической элите России начала XX в. Оба были депутатами 2—4 Государственных дум и плодовитыми публицистами. Маклаков был членом партии кадетов, либералом, Шульгин — правым, националистом и монархистом. Разница в политических взглядах не мешала им быть друзьями. После революции оба оказались в эмиграции. Их переписка за 1919—1939 гг. содержит уникальную информацию о политической жизни России начала XX в., русских революциях и Гражданской войне, истории эмиграции.

24. Флоренский, Павел Александрович. Имена / Послесл. К. Васильев. — СПб.: Азбука: Авалон, 2011. — 314, [2] с.; 19 см. — (Азбука-классика).

Обывательское «Как назвали корабль, так он и поплывет» приобретает религиозно-философское звучание у Павла Флоренского в его «Именах». «По имени твоему тако и житие твое». Автор увлеченно исследует происхождение, написание, звучание и смысл имен, подкрепляя свои оригинальные и смелые рассуждения мнением филологов, историков, богословов, литераторов и оккультистов, настаивая и утверждая: имя — слово особой духовной уплотненности, оно — ядро и мистический центр личности, оно таинственно предполагает наши дурные и наши хорошие возможности, и так много значит для человека, каким именем его назовут.

25. Чиндин, Игорь Викторович. Мифология культуры: Россия, 1900—1959 годы: В 2 ч. / Моск. гуманитар. ин-т им. Е. Р. Дашковой. — М.: Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой, 2011.

Ч. 1. — 2011. — 158 с.

Данная работа является вторым, дополненным изданием книги «Мифология культуры. Россия. Первая половина 20-го века». В монографии исследуется антропологический аспект культурных и религиозных метаморфоз России 20-го века. Анализируется логика исторического движения различных вариантов мессианской «русской идеи». На материале теоретических высказываний русских символистов изучается проблематика новейшего мифотворчества. Также в монографии представлена попытка обосновать положение о существовании особой области новейшей мифологии — мифологии культуры.

26. Ясперс, Карл. Философия / Карл Ясперс ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: Канон+. — 2012.

Кн. 1: Философское ориентирование в мире / [пер. А. К. Судакова]. — 2012. — 383 с. — Библиогр. работ К. Ясперса: с. 375—381.

Книга посвящена проблемам, возникающим в развитии и на границах научного, то есть предметного и объективирующего знания, которое только благодаря своей предметности может служить целям практического ориентирования.

27. Дэвидсон, Памела. Библиография прижизненных произведений Вячеслава Иванова: 1898—1949 / Под ред. К. Ю. Лаппо-Данилевского. СПб.: Каламос, 2012. — 340 с.

Вячеслав Иванов (1866—1949), выдающийся поэт, мыслитель, критик и переводчик русского Серебряного века, занял прочное место в европейской культуре после эмиграции в Италию в 1924 г. Предлагаемая библиография прижизненных публикаций его произведений (1898—1949) является первой попыткой собрать все данные о его разносторонней творческой деятельности; она охватывает свыше 620 публикаций.

Материал в библиографии расположен в хронологическом порядке под шестью рубриками: стихи, проза, драматургия, письма, переводы и редакторская деятельность, переводы произведений Вяч. Иванова. В подробных указателях собраны списки всех прижизненных публикаций: художественные произведения, статьи и рецензии, письма, переводы и сочинения, отредактированные Вяч. Ивановым, и переводы его произведений.

К содержанию Бюллетеня

Справочно-библиографический раздел

Вы можете скачать Пятнадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram