Тахо-Годи А. А. О доске в память А. Ф. Лосева работы В. М. Клыкова | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Выпуск пятнадцатый. Лосевские дни

Тахо-Годи А. А. О доске в память А. Ф. Лосева работы В. М. Клыкова

Доска в память А. Ф. Лосева, окончившего в 1911 г. классическую гимназию в Новочеркасске, имеет свою историю и, надо сказать, драматическую. Всё начиналось совсем не с доски, хотя идея установить доску на дом, где жил А. Ф. Лосев на Арбате, тоже существовала, но именно доска на Арбате, а не в Новочеркасске, на стене гимназии. Ю. А. Ростовцев, наш давний друг, также был давно в дружеских отношениях с Вячеславом Михайловичем Клыковым, известным скульптором. Помню, как мы с Юрием Алексеевичем пришли в гости к скульптору, в старый дом в Замоскворечье (тут еще существовали даже собственные дома), на улицу Ордынку 33, что напротив тогда еще запущенной Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елизаветой Федоровной, погибшей в 1918 г. вместе с членами царской семьи в Алапаевске, почти одновременно с трагедией в екатеринбургском доме Ипатьева, в жарком июле месяце. Я хорошо запомнила номер дома Вячеслава Михайловича, он совпадал с нашим арбатским номером — тоже тридцать третьим.

Как я впервые познакомилась с В. М. Клыковым, не помню — конечно, не без Ю. А. Ростовцева. Но зато хорошо вижу, как Вячеслав Михайлович и я стоим на противоположной стороне Арбата (1989 год) и высматриваем, как же будет выглядеть на доме памятная доска, где именно ее надо укрепить. А доска эта, как всем известно, никогда на доме и не была укреплена. Висящая ныне охранная доска — совсем другая.

Но Юрий Алексеевич, когда дело касается Лосева, совершенно неутомим, и 14 февраля 1990 г. вместе с Гришей Калюжным (как же без нашего друга) мы в гостях у Вячеслава Михайловича на Ордынке 33, что и отмечено в моих записях. Благодушно сидим, пьем чай с прекрасным смородиновым вареньем. Угощает нас супруга Вячеслава Михайловича по имени Елена. Замечу, что варенье из черной смородины всегда считалось любимым в царской семье, а Вячеслав Михайлович известен своими монархическими симпатиями и не отступает от традиции. Дом, где мы находились, объединял и жилые комнаты и мастерскую, зрелище, надо сказать, потрясающее, нечто фантастическое — необычность изваянных фигур, разнообразие лиц, характерные их особенности, повороты туловища, напоминающие пластику, детально описанную у Гомера, вводят вас в совсем нездешний мир. А речь у нас идет о вечном упокоении А. Ф. Лосева, о кладбище Ваганьковском, о памятнике философу. Вот почему 5 апреля Юрий и Клыков уже у могилы Лосева. Но скульптору требуются фотографии Алексея Федоровича, и самые различные. Мы отобрали их семь: А. Ф. вместе с В. В. Бычковым, две — фотохудожника Рудченко (от Бычкова), Лосев — анфас, фото Лиды Постоваловой на даче, А. Ф. в качалке на террасе (фото Павла Кривцова), А. Ф. с книгой — тоже в качалке и, наконец, фото работы Наппельбаума. Все это Юрий отвозит 8 апреля на Ордынку. И мы уже обдумываем надпись на памятнике. Может быть из псалма 29-го Давида «Мы же именем Господа нашего победим».

Клыков так воодушевлен, что готов вступить в общество «Лосевские беседы» (28 июля 1990 г.) и уже к сентябрю сделал модель будущего памятника (7 сентября), который, по идее автора, должен быть открыт к дню рождения А. Ф., т. е. 23 сентября 1991 г. У меня сохранился рисунок этого примечательного монумента. Перед нами на постаменте стоит церковный купол с крестом и барельефом лосевского лика в овале срединной части купола. Рисунок приблизительно такой:

У мастера идет работа, я через Юрия Алексеевича передала его помощникам деньги. Идет февраль 1991 г. Вячеслав Михайлович и Юрий Алексеевич у меня в гостях. Дарю Вячеславу Михайловичу только что вышедшую книгу А. Ф. Лосева «Владимир Соловьев и его время» (16 февраля 1991). Но что-то уже не ладится, т. к. одновременно возникает идея доски для гимназии в Новочеркасске. Начинается работа с доской — идет параллельно с памятником. Вячеслав Михайлович делает небольшую модель. Она стоит в кабинете Лосева на шкафчике с мраморными Дедалом и Икаром. Предо мной замечательный даже не барельеф, а настоящий горельеф с выразительным профилем философа и надписью: «Здесь в бывшей Платовской гимназии с 1903 по 1911 год учился великий русский мыслитель Алексей Федорович Лосев». Работа велась тщательная, особенно обсуждался шрифт. Я должна была смотреть разные типы шрифтов во второй половине февраля 1993 г. Судите сами, сколько утекло времени. У Вячеслава Михайловича был особый специалист по шрифтам, и все с ним согласовывалось. Доска для гимназии шла успешно. А вот памятник исчезал в тумане. И виноват не был скульптор. Его делами занимался некий управляющий (по нынешнему — менеджер), который ставил условия и суммы, самому Клыкову часто даже неизвестные. Так получилось и здесь. Ю. А. Ростовцев крайне смущен такими запросами и даже взял у меня официальную бумагу, подтверждающую его полномочия (17 августа 1993). Понимая, что с замечательным памятником все рушится, он решительно пресек переговоры о безумных суммах, о которых и Клыков не подозревал. Буквально на следующий вечер, уже ближе к ночи, через высокий забор на даче Спиркина в «Отдыхе», где я продолжала проводить лето, перелез Гриша Калюжный. Кстати скажу, что многие умудрились перелезать через сей забор, снабженный еще и колючей проволокой — и Арсений Гулыга, и Олег Широков, и Нина Павлова в белом костюме, и другие достойные наши друзья, так что я ничуть не удивилась ночному гостю. От имени Юрия Алексеевича Ростовцева, его верный друг Григорий Калюжный, просил у меня письменное согласие на установку черного гранитного креста. Я дала не только согласие, но и просила сделать надпись, особенно важную для личности Лосева: «Во имя Твое спаси мя» (псалом 53). Ю. А. Ростовцев водрузил этот крест 2 сентября 1993 г. Такой акт вовсе не означал разрыв личных отношений с Вячеславом Михайловичем. Как говорит Юрий Алексеевич, «тогда были еще другие люди, не нынешние. Понимали друг друга, не обижаясь попусту, сохраняли уважение и старую приязнь, не смешивая ее с течением дел, часто от них не зависящих».

А доску для гимназии наш друг Михаил Гамаюнов, пианист и поэт в душе, увез в Ростов-на-Дону. Прошло несколько лет и 1 июля 1999 г. Миша сообщил по телефону, что доску отлили в бронзе, а осенью ее освятят. Осень, 18 октября, день Ангела А. Ф. Лосева.

Однако шли годы, а о доске ни слуху, ни духу. Бедный Миша Гамаюнов скончался 25 декабря 2001 г., а 16 июля 2002 г. я получила письмо, вполне официальное, от и. о. министра культуры Ростовской области. Фамилия этого и. о. Гелас В. М. В письме сообщалось, что в связи с 250-летием атамана М. И. Платова собираются реставрировать фасад бывшей классической гимназии, и тогда будут открыты памятные доски. Убого и смешно, а вообще- то грустно.

А река времен продолжала свое течение вплоть до 2007 года. К 40-летию Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова (он кратко был в Ростове, уходя к югу от большевиков) мощные силы — Всевеликое войско Донское, «Дом А. Ф. Лосева» в Москве, творческий центр при РГК «Рахманинов — Лосев» (рук. Н. В. Бекетова), Институт повышения квалификации при Южном федеральном университете (г. Ростов), Славянский центр культуры, — подготовили международную научно-практическую Конференцию «Русский логос» (16—18 ноября 2007 г.), когда должно было произойти открытие мемориальной доски в память А. Ф. Лосева, работы В. М. Клыкова, на здании бывшей Платовской гимназии.

Программу издали с подробным расписанием заседаний и участников, среди которых и П. В. Флоренский, В. П. Троицкий, Г. П. Калюжный, Д. Ю. Васильев, Н. В. Бекетова, и докладчики из Киева, Харькова, Ростова, Уфы, и торжественный митинг, и Крестный ход, и молебен в Войсковом соборе, и концерт казачьего фольклорного ансамбля, и показ фильма В. Ю. Царева «А. Ф. Лосев», и экскурсия по Новочеркасску и т. д. и т. п.

Но, увы, подготовленная конференция превратилась в миф — а как же иначе, если это Лосев с его диалектикой мифа. За несколько дней до начала конференции казачьи власти дали, по словам В. П. Троицкого, отбой. У них оказались дела поважнее науки — какие-то выборы, а значит, и проблемы карьерные. Ученые докладчики, предупрежденные Н. В. Бекетовой, сдали свои билеты. Поездка не состоялась. Где уж тут вспоминать о доске для гимназии. А может быть, ее вовсе и не было? Может быть, и доска тоже миф?

И вдруг неожиданность. Декабря 8-го (год 2011) звонок из Новочеркасска. Говорит неизвестная женщина, некая Бунина Нелли Ивановна из Новочеркасской городской библиотеки им. Пушкина. Через несколько дней, 14 декабря будут устанавливать доску работы Клыкова на здании бывшей гимназии. Срочно стали собираться Виктор Троицкий и Гриша Калюжный. Ростовцев отказался, ему трудно. Назначено на 11 утра. Виктор просил, чтобы я написала приветствие, что я срочно и сделала.

Оказалось, начало этому положил о. Алексей Бабурин. Он за два года до того приезжал в Новочеркасск на совещание священнослужителей и попытался пройти в гимназию, чтобы выяснить, что делается с доской. Но представьте себе такую дикость — священника в облачении с крестом какой-то жалкий охранник не впускает в здание школы! Что делать? О. Алексей объявил всем присутствующим на совещании, что такая замечательная доска, творение выдающегося художника пропала и обязательно должна быть найдена.

На зов о. Алексея и откликнулась Нелли Ивановна Бунина, обнаружившая доску в 2011 г. Но как? Кто-то сообщил, что видел эту злосчастную доску в т. н. казачьем доме (якобы их штаб) на окне. Дом этот, вот парадокс, стоит напротив бывшей гимназии. Нелли Ивановна тотчас же туда отправилась. А там вся казачья амуниция, все эти знамена, какая-то сбруя для лошадей, вся театральщина, как и сами так называемые донские казаки, якобы гордящиеся Лосевым, тоже их соотечественником. Доски нигде нет, все обыскано. Осталась одна кладовка, но дверь в нее не открывается, что-то основательно мешает. Наконец, с помощью уборщицы, дверь с трудом открыли. А на полу клыковская доска — она-то сдерживала дверь. Ну и позор! Знал бы бедный Клыков, знал бы Ростовцев, о себе я и не говорю. Все старания пошли прахом. Доска погнута — еще бы, сколько лет прошло и что с ней делали, — Бог весть. Потребовалась реставрация.

А кто же, между прочим, отливал ее в бронзе? На всякий случай звоню к Маргарите Тихоновне Гамаюновой, матери несчастного покойного Миши. Она обычно отвечала, что понятия не имеет о судьбе доски, а уж о том, кто отливал в бронзе, и не говорите — ничего якобы не помнит. Теперь, неожиданность: она, полуслепая, вдруг, слышу, обращается к своему ученику Феденьке (дает ему уроки музыки и пения), чтобы он нашел в ее записной книжке фамилию скульптора Олешня. Удивительно, что через много лет всё таинственное раскрывается. Навожу справку и выясняю, что Сергей Николаевич Олешня — известный ростовский скульптор, да еще и член-корреспондент Академии художеств в Москве. Как потом узнаем, он за минувшие годы уже дважды чистил свою мастерскую и ликвидировал ненужные вещи, но гипсовый оригинал клыковской доски каждый раз оставлял у себя — уж очень хороша. Вот так постепенно стали проясняться пути и перепутья многострадальной клыковской работы. Только жаль, что М. Т. Гамаюнова столько лет не понятно почему не сообщала, где находится оригинал памятной доски...

Итак, наши посланцы, В. П. Троицкий («Дом А. Ф. Лосева») и Г. П. Калюжный (член Союза писателей России) прибыли 13 декабря 2011 г. в Новочеркасск [1]. Гостиницу Виктор Петрович заказал из Москвы, на сутки, она была пустая, но цену за номер, конечно, никто сбавлять не стал, а друзья наши отправились в поездку на свои средства, так что финансовая сторона дела их затрагивала напрямую. Открытие доски внутри бывшей гимназии (снаружи никак нельзя, украдут бронзу — о времена, о нравы!), где уже настоятель храма Михаила Архангела, о. Олег Добринский, энергичный, смелый человек, установил и свою белого мрамора доску с надписью «Монаху Андронику (Лосеву Алексею Федоровичу) 1893—1988. Русскому православному философу и мыслителю». Так обе доски и красуются — выше бронзовая, под ней мраморная. На торжестве присутствовали Глава городской думы Новочеркасска В. Н. Лучкин, начальник Управления образования Н. К. Беликова, начальник Управления культуры и искусства Е. В. Архипова, но, что характерно, отсутствовала директор школы № 3, бывшей гимназии, и — ни одного ученика (хотя были — приглашенные студенты Новочеркасских вузов). Видимо, думают еще по-советски: Лосев — философ, да еще и монах, мало ли что — соблазн для юного поколения. И Грише не дали слова. Все строго запланировано, так что выступили Глава гордумы В. Н. Лучкин, В. П. Троицкий и сам по себе, и от моего имени, затем доцент кафедры философии ЮРГТУ В. О. Голубинцев. Выступил с яркой речью о. Олег. После краткой церемонии открытия доски и посещения храма Михаила Архангела, где когда-то крестили Алешу Лосева, отправились в Центральную городскую библиотеку им. Пушкина (там всех ожидали Н. И. Бунина и заместитель директора библиотеки О. М. Миньдюкова), где и состоялась небольшая конференция студенческой молодежи из Новочеркасской государственной мелиоративной академии. Организовала ее Людмила Сергеевна Николаева, вдова Андрея Андреевича Данцева, главного пропагандиста и защитника Лосева в Новочеркасске. Молодежь выступала с рефератами на лосевские темы, а взрослые, в том числе Г. П. Калюжный и Н. В. Бекетова — со своими похвальными словами.

Однако продолжение следовало уже в 2012 году, после 24 мая, дня памяти свв. Кирилла и Мефодия, просветителей славян, и дня кончины А. Ф. Лосева. Теперь уехал В. П. Троицкий совсем один, но с важной целью — привезти в «Дом А. Ф. Лосева» оригинал клыковской доски, который к приезду московского гостя должны были переправить из Ростова в Новочеркасск. Виктор Петрович прибыл в город 26 мая, а 27-го в храме Михаила Архангела о. Олег открыл мемориальную экспозицию в крипте храма, где находится черная мраморная доска в память Алексея Федоровича. В оформлении мемориальной экспозиции своими материалами существенную помощь оказала, конечно, Библиотека «Дом А. Ф. Лосева». В храме отслужили литию, затем Виктор Петрович вручил о. Олегу привезенные в подарок храму книги А. Ф. Лосева — 15 внушительных томов и отдельно от меня о. Олегу мои «Воспоминания». Среди прихожан храма были приехавшие студенты Ростовского университета и Ростовской семинарии. Далее все отправились в школу № 3, бывшую Платовскую гимназию, где уже присутствовала директор школы и множество народа. Выступил В. П. Троицкий. Его долго не отпускали, слушатели бесконечно задавали вопросы, интересовались. И Виктор Петрович, как всегда, провел замечательную просветительскую работу. Далее выступила Н. В. Бекетова о деятельности центра «Рахманинов — Лосев» при Ростовской государственной консерватории, и профессор А. Н. Ерыгин из Ростовского государственного университета, говоривший о взглядах А. Ф. Лосева на античную культуру. После трудов праведных о. Олег устроил совместную трапезу в одном из городских кафе. А потом — срочно на вокзал. Поезд стоит две минуты, помощники о. Олега не подкачали, посадили в вагон Виктора Петровича и клыковскую доску-оригинал. Все успели и распрощались. В Москве сотрудник «Дома А. Ф. Лосева» В. С. Рожнов встретил с машиной Виктора Петровича, и доску доставили в музейную экспозицию «Дома А. Ф. Лосева». Конечно, клыковский оригинал предстоит еще красиво оформить — вставить в деревянную раму, наподобие картины, и достойно разместить в мемориальной экспозиции.

События же на Дону развивались своим чередом, ибо свою епархию в Новочеркасске 24 мая посетил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Он отслужил литургию в Вознесенском войсковом храме (купола теперь позолотили), затем посетил храм Михаила Архангела, настоятелем которого является о. Олег Добринский, а 25 мая (в Ростове) принял участие в открытии I съезда православных библиотекарей Дона «Библиотечное дело в возрождении православной духовности», где во всеуслышание провозгласил на Дону год Лосева. Митрополит выразил также надежду, что в здании гимназии, где когда-то учился А. Ф. Лосев, вместо спортзала восстановят храм в память свв. Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

Все эти удивительные события совпали (не чудеса ли!) со столетием окончания Алексеем Федоровичем Лосевым его столь любимой, родной гимназии и кануном его 120-летия.


[1] Приношу глубокую благодарность В. П. Троицкому за сведения о событиях в Новочеркасске, во время его приездов в декабре 2011 г. и мае 2012 г.

К содержанию Бюллетеня

Лосевские дни

Вы можете скачать Пятнадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram