Семинар «Русская философия». Заседание 89 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Выпуск пятнадцатый. Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Семинар «Русская философия».
Заседание № 89 (5 апреля 2012 г.)

Докладчик: Алексей Михайлович Лидов (Институт мировой культуры МГУ).

Тема: Иеротопия и проблемы создания сакральных пространств.

Председательствующий: В. П. Визгин.

Участвовали: Авдеенков А. Н., Алиева А. С., Аснина О. В., Барабанов В. Л., Бардашова Н. С., Баркова О. В., Васильченко Е. А., Взорова Е. А., Вольнов И. Н., Воробьева Н. К., Гараев Р. А., Груднев А. В., Гусаковский А. В., Джеришевская Е. Г., Зайцев О. Ю., Захарова Э. В., Иванова М. И., Ильясова, Исаев М. В., Карасев А. А., Корнеева Н. И., Малыхин В. С., Меньшикова Н. А., Козырев А. П., Королева А. Г., Костанян С. А., Лазько Н. В., Лалитин В. П., Лафицкая Н. З., Литвинова Н. Н., Лукашева И. А., Лысков А. С., Маслова А. В., Медведева В. И., Мимоход С. П., Митрова Н. Б., Мясоедова О. В., Паршин А. Н., Рева В. М., Русова Е. Н., Самойлова И. П., Седых О. М., Смолина Н. В., Соболев А. В., Трофимов В. Р., Тутанцева Н. Л., Устинова О. А., Чванов В. А., Хохлова Е. С., Хухка И. А., Чамовский М. В. Всего: 51 человек.

Текст, близкий к содержанию выступления А. М. Лидова, можно прочесть по ссылке: www.polit.ru/lectures/2007/06/14/ierotop.html. Концепции иеротопии посвящена монография: А. М. Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. — М.: Феория, 2009. — 352 с.

Из выступления и обсуждений: 1. Предваряя свое выступление, А. М. Лидов отметил, что для него большая честь выступать в «Доме А. Ф. Лосева», и поделился давним впечатлением от своего первого знакомства с творчеством А. Ф. Лосева, когда он в 1977 г., на первом курсе университета, прочел «Очерки античного символизма и мифологии» (книга оказалась в библиотеке сокурсницы): сказать, что это было просто «огромное впечатление» нельзя, — книга именно поменяла мировоззрение недавнего советского школьника и студента идеологического вуза (каковым представал тогда исторический факультет МГУ).

Одной из тем его занятий по специализации — византийское искусство — была история чудотворных икон и реликвий. Довольно быстро пришла мысль о наличии важной сферы, которая никак не представлена на рабочем столе гуманитариев-искусствоведов: они заняты историей создания тех или иных предметов, но не создания пространств (священных) вокруг них. Так появилось представление об иеротопии (первая формулировка 2001 года): создании сакральных пространств, рассмотренном как особый вид духовного и художественного творчества. Автор много времени отдал историко-культурному исследованию Софии Константинопольской, примеру величайшего сакрального пространства (собственно, из попытки понять этот феномен — в рамках исследования о «программе императорских врат» Софии — и родилось обобщение об иеротопии). Важно подчеркнуть одну особенность иеротопии: в ней заостряется не феноменологический, а креационистский аспект произведения искусства. Ведь как феномен сакральные пространства уже изучались, достаточно назвать работы М. Элиаде, а у нас — В. Н. Топорова. Иеротопия же предполагает рассматривать процесс создания вещей умом и руками человека для установления коммуникации с Богом и высшим миром. В работе Элиаде «Сакральное и профанное» вводится идея иерофании, «места божественной силы». Иерофания, например, относится к месту известного сна Иакова с видением лествицы, соединяющей небо и землю. А иеротопия начинается от момента, когда Иаков, проснувшись, начинает по-своему творить сакральное пространство, т. е. ставить камень на месте откровения, создавать некий прото-храм и т. д.

После разъяснения основных идей иеротопии далее в докладе были специально рассмотрены и прокомментированы некоторые образцы: подмосковный Новый Иерусалим как яркий иеротопический проект патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, некоторая копия («пространственная икона») Св. Земли на русской земле площадью 52 кв. км; храм и в особенности купол Святой Софии Константинопольской (многочисленные оптические эффекты, точнее, сложная световая драматургия, призванная создать и передать присутствие «Славы Божией» в храме); храм Христа Спасителя из монастыря в Хора (Карие Джами) в Константинополе, иеротопический проект великого логофета Феодора Метохита.

2. Отвечая на многочисленные вопросы присутствующих, А. М. Лидов затронул еще ряд понятий и концептов, которые приходится рассматривать в связи с иеротопией. а) Необходимо различение образа-парадигмы (он не показывается на уровне изобразительном) от образа-иллюстрации. Подготовленный человек мог видеть храм в целом и понимать, что он находится внутри Небесного Иерусалима, который, тем не менее, не изображен на плоской картинке: он видел образ-парадигму. б) Возможны ли сравнения по типу иеротопичности культур? По мнению докладчика, следует ввести представление о «градусе иеротопичности»: думается, у нас в России он традиционно высок, а в Северной Европе, к примеру, заметно ниже. Другой пример — принципиально разный уровень иеротопичности в Софии Константинопольской (пусть даже если пространство Софии сейчас существенно искажено и музеем или мечетью) и Храме Христа Спасителя в Москве (на бытовом почти уровне о таком говорят: «храм не намолен»). в) Необходимо сопоставлять и различать, в связи с иеротопией, сакральное (самая широкая область, в которой и применима иеротопия) — священное — святое. г) Важно реанимировать и ввести в искусствоведческий арсенал представление о «хоре». Еще Платон (диалог «Тимей») называет «хора» в числе трех фундаментальных, образующих мир начал: «Согласно моему приговору, краткий вывод таков: есть бытие, есть пространство — хора, есть возникновение, и эти три рода возникли порознь еще до рождения неба» (52 d). «Хора» рассматривается и Платоном, и его последующими интерпретаторами как некое состояние, которое предшествует рождению любой формы. Это понятие развивали неоплатоники, и через неоплатоников оно пришло в христианское богословие. «Хора» была отождествлена с иконическим пространством, в первую очередь, крупнейшим богословом Патриархом Никифором, жившим в конце VIII — начале IX века в эпоху иконоборчества. Никифор обращался к понятию «хоры» для того, чтобы опровергнуть иконоборцев и объяснить принципиальное различие между иконой и идолом. Иеротопия, можно сказать, на новом языке науки оформляет идею «хоры».

К содержанию Бюллетеня

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Семинар «Русская философия». Хроника: октябрь 2011 — апрель 2012 г.

Вы можете скачать Пятнадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram