Семинар «Русская философия». Заседание 84 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Выпуск пятнадцатый. Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Семинар «Русская философия».
Заседание № 84 (22 декабря 2011 г.)

Докладчик: Дарья Андреевна Лунгина (МГУ).

Тема: Восприятие Керкегора в России.

Председательствующий: В. П. Троицкий.

Участвовали: Барабанов В. Л., Блауберг И. И., Взорова Е. А., Визгин В. П., Ермаков В. А., Иванова Евг. В., Иванова Е. В., Ксенофонтов Л. Н., Липатов Г. В., Ломая Л. А., Моргачева Н. В., Русова Е. Н., Седых О. М., Серова Н. Б., Скурлатов В. И., Смирнов А. В., Соколов Б. Г. Всего: 17 человек.

Тезисы доклада: 1. Что значит быть читателем Керкегора и кто «Тот Единственный», к которому он обращался в своих книгах? «Комплекс проблем под названием "Керкегор"» (Н. Тульструп). Проблема пишущего.

2. Пути первого узнавания. «Старый знакомый». Писатель и публика. Русские рецепции 1880-х гг. Петр Готфридович Ганзен (1846—1930) — первый переводчик Керкегора в России. Публикации «Северного вестника». Направленность народнической критики. Отзывы на книгу «Наслаждение и долг» (1894). Отзывы Л .Н. Толстого, Н. Н. Страхова, К. П. Победоносцева.

3. «Я не могу понять Авраама». Можно ли следовать за Керкегором? Читательский отклик на «невозможное предложение». Работа П. П. Гайденко «Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора» (1970).

Из вопросов и обсуждений: 1. Большинство вопросов и ответов касались некоторых биографических деталей и подробностей, в том числе проблемы правильной передачи фамилии мыслителя (значимая вставка «ja» — «Кье(я)ркегор», введенная для того, чтобы по-датски не получалось неблагозвучное «кладбище»). 2. Было уделено время обсуждению вопроса об отношении к творчеству Керкегора в рамках философии поступка, — сначала у Бахтина (который вообще считал, что первым в России «открыл» Керкегора), потом у Т. Адорно: затрагивалась тема письма и писательской деятельности, составляющей форму поступка. 3. Опыт трагического восприятия бытия у Керкегора сопоставлялся (В. И. Скурлатов) с культурной программой российских «обериутов». 4. В ряде реплик присутствующих (В. П. Визгин и др.) намечалась тема, практически не затронутая в докладе, — о театре и театральности философии: если в книгах Керкегора «ускользает авторство» и они таковы, что изначально «могут дописываться читателем» (известное определение Брандеса), то вполне правомерен вопрос или даже констатация о сознательных масках, примеряемых Керкегором.

К содержанию Бюллетеня

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Семинар «Русская философия». Хроника: октябрь 2011 — апрель 2012 г.

Вы можете скачать Пятнадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram