План работы с учебными заведениями Москвы | LOSEV-LIBRARY.RU

«Школа мысли»

В помощь учебному процессу

ТемаПеречень мероприятий
Культурно-образовательные программы Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева»
в помощь образованию
1. Отечественная история и культура
1.1. «Династия Романовых в истории культуры»
(8–11 класс)
Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы
сентябрь 2015 - июнь 2016
история России, МХК
Основные темы: «Романовы в оценках современников, потомков, исследователей», «Генеалогия и династические браки», «Династия и государственная символика», «Романовы и ордена России», «Династия в произведениях искусства». Интерактивная часть состоит из компьютерной презентации «Династия Романовых и фирма К. Фаберже» и интеллектуальной игры «Читаем монетные легенды».
1.2. Цензура и отечественная культура
(8–11 класс)
сентябрь 2015 - июнь 2016
история России, МХК
Возникновение института цензуры в античности и его исторические трансформации. История списков запрещённых книг (Index librorum prohibitorum) в европейских странах и «отречных книг» в России. Цензура печати и известнейшие цензоры в России и СССР. Наиболее известные произведения и авторы, оказавшиеся «под запретом». Особенности процесса исправления литературных, общественно-политических и учебных текстов.
1.3. Достоевский и Серебряный век
(9–11 класс)
Интерактивное занятие
сентябрь 2015 - июнь 2016
история России, литература, МХК
Трактовки и интерпретации некоторых аспектов творчества Ф.М. Достоевского в трудах отечественных деятелей культуры на рубеже XIX-XX веков. Система образования в дореволюционной России и её влияние на культуру страны. Влияние творчества Достоевского на представителей Серебряного века. Современные исследования проблем отечественной культуры на рубеже XIX-XX веков. Демонстрация видеоматериалов на основе тематической книжной выставки.
1.4. Знаки славы Отечества
(8-11 класс)
Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы
сентябрь 2015 - июнь 2016
история России
Знакомство с фалеристикой как специальной исторической дисциплиной. История возникновения отечественных орденов, статуты и капитулы. Правила ношения орденских знаков и особенности награждений в дореволюционной России. Ордена на портретах Военной галереи Зимнего дворца.
1.5. Страницы из истории славянской письменности
(8-11 класс)
Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы
сентябрь 2015 - июнь 2016
история России, МХК, литература
Особенности древних памятников письменности (папирусы, пергаменные кодексы, бумажные книги). Основные виды письма средневековых манускриптов (кириллический устав, полуустав, скоропись). Книжные миниатюры. Русская палеография и её особенности на примере памятников традиционного содержания.
1.6. Боевые награды Великой Отечественной
(8-11 класс)
Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы
сентябрь 2015 - июнь 2016
история России
Знакомство с фалеристикой как специальной исторической дисциплиной. Особенности советской наградной системы. Ордена и медали, учрежденные в годы войны. Наиболее известные кавалеры наиболее известных наград. Преемственность в наградной системе РФ.
1.7. Библия в русской культуре
(9-11 класс)
Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы
сентябрь 2015 - июнь 2016
история России, МХК, литература
Знакомство с библеистикой как специальной историко-филологической научной дисциплиной. История самых известных переводов Библии и отдельных её частей на различные языки. Церковнославянский текст и переводы библейских книг на русский язык в XIX—XXI вв. Влияние Библии на отечественную литературу и культуру
2. Культура и образование
2.1. Античная мифология в искусстве этрусков
(9-11 класс)
Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы
сентябрь 2015 - июнь 2016
история, МХК
Знакомство с исследованиями истории и культуры этрусков (этрускология), проводившимися несколько столетий учеными из разных стран на основе сохранившихся письменных свидетельств античных авторов и археологических памятников. Античные мифы и искусство этрусков. Этрусские некрополи. Этрусское искусство в музеях мира.
2.2. Из истории лицейского и гимназического образования в России
(7-11 класс)
Интерактивное занятие
сентябрь 2015 - июнь 2016
история, МХК
Образование в античности и в средневековье. Ликей Аристотеля и Академия Платона. История Царскосельского лицея, его преподаватели, выпускники, учебные пособия. Дореволюционные классические гимназии: особенности обучения, форма, учебники.
2.3. Древние памятники письменности: дешифровка и чтение
(8-11 класс)
Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы
сентябрь 2015 - июнь 2016
история, МХК, литература
Знакомство с эпиграфикой и палеографией. Древнейшие виды письменности. Сохранившиеся письменные памятники разных стран. Проблемы дешифровки древних письменностей (Египет, Крит, Апеннины). Общие и особенные черты средиземноморских алфавитных систем письма. Памятники античной и средневековой письменности Европы (типы письма, иллюминированные рукописи).
2.4. Афоризмы и афористика
(9–11 класс)
Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы
сентябрь 2015 - июнь 2016
обществознание, МХК, литература
Знакомство с историей афоризмов и афористики. Афоризмы в античности и в современности; их отличия от сентенций, поговорок, народной мудрости и т.п.

Способы «раскрытия» (анализа) афоризмов при выполнении экзаменационных заданий по обществознанию. Некоторые особенности работы с афоризмами: язык оригинального текста, ирония, игра слов, художественная образность, роль контекста.

2.5. Философские словари и энциклопедии
(10–11 класс)
Интерактивное занятие
сентябрь 2015 - июнь 2016
обществознание
Знакомство с философской справочной литературой. История появления философских лексиконов в Европе и в России, особенности языка и составления подобных справочников. История отечественные философских словарей и их авторов (дореволюционные и советские философские словари и энциклопедии). А.Ф. Лосев и философские словари.
2.6. Логика и аргументация
(9–11 класс)
Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы
сентябрь 2015 - июнь 2016
обществознание
Знакомство с историей логики, риторики и эвристики (поиск решения теоретических и практических задач), а также с теорией аргументации. Наиболее распространённые ошибки в использовании понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Логические ошибки и уловки. Особенности теории аргументации.
2.7. Наука и антинаука
(9–11 класс)
Интерактивное занятие
сентябрь 2015 - июнь 2016
обществознание, история, МХК
Знакомство с особенностями научного метода и спецификой научных дисциплин гуманитарной сферы. Специальные исторические дисциплины (нумизматика, палеография, сфрагистика, фалеристика и пр.). Своеобразие способов изучения исторических источников. Трактовки исторических источников представителями «альтернативных» взглядов и их анализ с точки зрения научной методологии.
2.8. Олимпийские игры: история и современность
(7–11 класс)
Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы
сентябрь 2015 - июнь 2016
история, МХК
Возникновение панэллинских Игр в античности. Виды состязаний Олимпийских игр и их история. Олимпийские награды, олимпионики и специфика античной хронологии. История современных олимпийских состязаний и особенности их организации. Олимпийские игры и искусство.
3. Книжные сокровища «Дома А.Ф. Лосева»
3.1. Игра в шар
(8–11 класс)
Интерактивное занятие
сентябрь 2015 - июнь 2016
история, МХК
Мультимедийная лекция о смысле «Игры в шар», основанной на трактате известного мыслителя эпохи Возрождения кардинала Николая Кузанского «Об игре в шар»(1463 г.).
3.2. Книжное собрание А.Ф. Лосева: артефакты культуры
(8–11 класс)
Интерактивное занятие
сентябрь 2015 - июнь 2016
история, МХК
Мультимедийная лекция. Знакомство с редкими изданиями из книжной коллекции А.Ф. Лосева. Уникальные экслибрисы, владельческие и дарственные записи. Инновационные технологии в Библиотеке – аудиогид.
3.3. А.Ф. Лосев о музыке и музыкантах
(8–11 класс)
Интерактивное занятие
сентябрь 2015 - июнь 2016
МХК
Мультимедийная лекция на основе исследований А.Ф. Лосева о музыке и сохранившихся упоминаний в его работах о выдающихся музыкантах.
4. Кино и книга
4.1. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»
(8-11 класс)
Интерактивное занятие
сентябрь 2015 - июнь 2016
литература, МХК
Замысел и различные редакции повести «Шинель». Особенности ономастики персонажей. Детали художественных образов в тексте и в экранизации. Отечественные мыслители о творчестве Н.В. Гоголя. Обоснование вариантов трактовки смыслового содержания повести.
Вспомогательная литература.
4.2. Пьеса М.А. Булгакова «Бег»
(10-11 класс)
Интерактивное занятие
февраль 2015 - июнь 2016

литература, МХК
Различные редакции пьесы «Бег». Исторические реалии, отраженные в пьесе. Детали художественных образов в тексте и в экранизации. Культурно-исторический контекст произведения. Вспомогательная литература.
4.3. Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»
(10-11 класс)
Интерактивное занятие
февраль 2015 - июнь 2016

литература, МХК
История создания и публикации повести «Собачье сердце». Исторические реалии, отраженные в повести. Детали художественных образов в тексте и в экранизациях. Культурно-исторический контекст произведения. Вспомогательная литература.
4.4. Пьеса Евг. Шварца «Дракон»
(10-11 класс)
Интерактивное занятие
февраль 2015 - июнь 2016

литература, МХК
Исторические реалии, отраженные в пьесе. Детали художественных образов в тексте и в экранизации. Культурно-исторический контекст произведения. Вспомогательная литература.
4.5. Пьеса Евг. Шварца «Обыкновенное чудо»
(8-11 класс)
Интерактивное занятие
февраль 2015 - июнь 2016

литература, МХК
Детали художественных образов в тексте и в экранизациях. Культурно-исторический контекст произведения. Вспомогательная литература.
5. Экскурсионные программы
«Я сослан в ХХ век...»
(8–11 класс)
сентябрь 2015 - июнь 2016
Платное мероприятие
Экскурсия по мемориальной экспозиции, посвященной А.Ф. Лосеву, и обзорная экскурсия по библиотеке.
Оплата производится согласно ценам (тарифам), утверждённым Библиотекой: см. прайс-лист.

Максимальная продолжительность одного мероприятия (лекционная, демонстрационная, интерактивная части) – 60–70 минут. Дополнительную информацию о проведении указанных мероприятий можно узнать на страничке «Школа мысли» Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева».

Возможность проведения выездных мероприятий по заявленной тематике (с заключением договора на оказание платной услуги) оговаривается отдельно. Оплата производится согласно ценам (тарифам), утверждённым Библиотекой (см. прайс-лист).

По вопросам организации и проведения интерактивных образовательных и экскурсионных программ обращайтесь в Библиотеку «Дом А.Ф. Лосева»
e-mail: domloseva2015@gmail.com

«Школа мысли». Грант Департамента культуры Правительства Москвы


Проект «Школа мысли», разработанный и реализуемый ведущим методистом Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева» Сергеем Владимировичем Яковлевым, по итогам конкурса «Лучший библиотекарь города Москвы - 2015» признан лучшим в номинации «Урок в библиотеке» (ход голосования ЦБС и самостоятельных библиотек, а также членов жюри можно посмотреть здесь.

Коллектив библиотеки поздравляет Сергея Владимировича, благодарит его за высокий профессионализм и творческое отношение к работе и желает дальнейших успехов!

Благодарим всех, кто поддержал проект "Школа мысли"







'







osd.ru




Instagram