Бекасова Н.А. Советуем прочитать | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер тринадцатый. Справочно-библиографический раздел

Бекасова Н.А. Советуем прочитать (Из книжного фонда «Дома А.Ф. Лосева»: 2010—2011)

1. Акимов, Владимир Михайлович. От Блока до Солженицына: путеводитель по русской литературе XX века. — СПб.: Искусство-СПБ, 2011. — 574, [1] с.; 22 см. — Библиогр.: с. 539—559. — Указ. имен: с 563—572.

В новой книге В. М. Акимова, доктора филологических наук, профессора РГУ им. А. И. Герцена, сжато, в систематическом порядке, даются основные сведения о российском литературном процессе XX в. При этом принцип обзорности органично сочетается с аналитическим и личностным началами. Раздел «Персоналии» представлен такими именами, как Ч. Айтматов, А. Ахматова, В. Белов, А. Блок, Ю. Бондарев, М. Булгаков, М. Горький, 0. Мандельштам, Н. Островский, В. Распутин, А. И. Солженицын, В. Шаламов и другие. Настоящий «Путеводитель» может широко использоваться в качестве справочного пособия в старших классах гимназий, лицеев, школ, а также на гуманитарных факультетах университетов; он полезен в самообразовании, в работе библиотек и издательств, незаменим при подготовке к экзаменам.

2. Александр Блок. Исследования и материалы / Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); [редкол. : ...Н. Ю. Грякалова (отв. ред.)]. — СПб.: Пушкинский Дом, 2011. — 617, [2] с., [8] л. ил. ; 22 см. — Библиогр. в подстроч. примеч. — Указ. имен: с. 600—617.

Четвертый выпуск сборника «Александр Блок. Исследования и материалы» подготовлен в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН сотрудниками Группы по изданию академического Полного собрания сочинений и писем А. Блока при участии исследователей из других российских научных центров (СПбГУ, ИМЛИ РАН, РГАЛИ, Новгородского государственного университета) и из-за рубежа (Венгрии, Чехии, США). Сборник продолжает серию, основанную в 1987 г., и является традиционным для Пушкинского Дома типом научного издания — «спутника» академических собраний сочинений писателей. Структура сборника, в основе своей оставаясь прежней, в то же время отражает характер поступивших в редакцию материалов.

3. Бальбуров, Эдуард Африканович. Русская философская проза: вопросы поэтики / Отв. ред. Е. К. Ромодановская; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии. — М.: Языки славянской культуры, 2010. — 216 с. ; 22 см. — (Коммуникативные стратегии культуры). — Библиогр.: с. 201—206. — Имен. указ.: с. 207—211. — Предм. указ.: с. 212—216.

Работа представляет собой итог многолетних размышлений автора над близостью судеб философской и художественной речи. Произрастая из общего корня, они исторически разошлись в своих специфических, закрепленных традицией языковых формах, сохранив память о своем былом единстве. В XX в. она как бы ожила в их устойчивом встречном движении друг к другу. Почему философия становится прозой, а проза склоняется к философии? Необходимость и особенности этого процесса, актуализировавшего нетрадиционно звучащую тему поэтики философской прозы, рассматриваются автором на материале произведений преимущественно русской словесности, с ее традиционной близостью фигур философа и художника слова. Помимо исследования приемов и принципов художественно-философского повествования в творчестве философов и писателей — Н. Бердяева, П. Флоренского, Л. Шестова, В. Розанова, М. Пришвина, И. Бунина, А. Платонова и другие — большое внимание уделено вопросам культурно-исторических особенностей формирования философской мысли в России.

4. Богомолов, Николай Алексеевич. Сопряжение далековатых: о Вячеславе Иванове и Владиславе Ходасевиче. — М.: Издательство Кулагиной INTRADA, 2011. — 340, [2] с.; 23 см. — Библиогр. в примеч.: с. 266—328. — Указ имен: с. 329—340

Книга посвящена жизни и творчеству двух поэтов, родившихся в Москве и умерших в изгнании. Их литературная репутация очень различна, да и высказывания друг о друге не всегда были доброжелательны. Нынешнему наблюдателю часто кажется, что они диаметрально противоположны по своим устремлениям. И вместе с тем испытания XX века и искусства того времени, выпадавшие на их долю, были нередко схожими, а стало быть, и ответы заслуживают сравнительного изучения. Первая часть посвящена Вяч. Иванову, вторая — Вл. Ходасевичу, а центральная по расположению в книге статья — перекличкам в их поэзии и статьях.

5. Булгаков, Сергей Николаевич. Интеллигенция и религия. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. — 302, [1] с.; 22 см. — (Библиотека христианской мысли. Исследования). — Библиогр. в подстроч. примеч.

С. Н. Булгаков (1871—1944) — выдающийся русский религиозный философ и богослов. По благословению св. Патриарха Тихона принявший священство в трудный для Русской Церкви 1918 г., в 1922 г. о. Сергий по обвинению в политической неблагонадежности был подвергнут «бессрочной высылке из территории РСФСР без права возвращения». С 1925 г. о. Сергий становится профессором на кафедре догматического богословия новооткрывшегося Богословского института преп. Сергия Радонежского, а с 1940 г., вплоть до своей кончины, — его деканом. В настоящую книгу под общим названием «Интеллигенция и религия» вошли его наиболее известные работы, созданные в начале XX в. и посвященные проблеме обретения и сохранения христианской веры в среде так называемой «творческой интеллигенции». На примере таких замечательных личностей, как А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и А. П. Чехов, дается яркая картина духовных исканий, потерь и обретений всей русской интеллигенции конца XIX — начала XX в. с ее «вечными вопросами», актуальность которых очевидна и сегодня, для нынешнего поколения думающих, ищущих и верующих людей.

6. Валуев, Дмитрий Александрович. Начала славянофильства / Сост., предисл. и коммент. Ю. В. Климакова. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 362, [1] с.; 21 см. — (Русская цивилизация). — Библиогр. в подстроч. примеч.

В книге впервые после середины XIX века публикуются труды выдающегося русского историка и мыслителя-славянофила Дмитрия Александровича Валуева (1820—1845), внесшего большой вклад в научно-историческое обоснование славянофильского учения. Вера и духовные убеждения людей, утверждал Валуев, разделяют человечество на великие исторические массы, соединяют государства и народы в одну общую судьбу. Православная вера и народная традиция — высшее условие и предел всей жизни и возможного развития не только самого общества и человека в нем, но и человека во всей полноте, и как члена семьи, куда не досягает внешний закон, и, наконец, как духовного существа, принадлежащего своему нравственному миру. Валуев показывает коренные различия России и Запада. Если почти все государства западного мира рождались в результате действия внешнего фактора — завоевания, то Российское государство возникло в результате развития внутренних духовных основ русского православного народа. Россия, считал Валуев, еще не пережила и не узнала в самой себе десятой доли тех духовных и вещественных богатств, которые заключены в ее духе или рассеяны на ее огромном пространстве. Вместо поклонения всему западному и презрения ко всему русскому правящий слой должен, прагматично используя западный опыт, сделать основной упор на развитие собственных сил и могущества России, которые станут фактором возвышения всего человечества.

7. Гидиринский, Виктор Ильич. Русская идея как философско-исторический и религиозный феномен / Православный Св.-Тихоновский гуманитар. ун-т. — М.: Издательство ПСТГУ, 2010. — 164, [1] с.; 21 см. — Библиогр.: с. 158—161.

Данная работа является развитием и продолжением теоретических и концептуальных подходов к теме русской идеи, представленных в предыдущих работах автора. Основные положения работы опираются на наследие русской религиозной философии и философско-исторические воззрения ряда западных и отечественных мыслителей. Методологический замысел предполагает попытку инновационного анализа национальной идеи в контексте философии истории. В работе освещаются сущность, функции и типология национальных идей, система их детерминации, феномен национализма. Особое внимание уделено обоснованию феномена русской идеи, ее исторической уникальности и содержательной структуре. Работа рассчитана на специалистов-философов, аспирантов и преподавателей гуманитарных дисциплин, всех, интересующихся проблемами русской идеи.

8. Густав Шпет и его философское наследие: у истоков семиотики и структурализма: [сборник статей: к 130-летию Г. Г. Шпета] / Науч. ред. Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2010. — 527 с.; 22 см. — (Humanitas). — Библиогр. в подстроч. примеч. — Указ. имен: с. 513—523.

Коллективная монография является результатом и продолжением работы Международной конференции (Бордо, 2007), посвященной русскому философу начала XX века Густаву Густавовичу Шпету. Специалисты в области философской эпистемологии, истории философии, психологии, лингвистики, филологии рассмотрели идеи Г. Г. Шпета и показали их актуальность для современной философии и гуманитарных наук. Публикуемые архивные и мемуарные материалы позволяют восстановить интеллектуальный вклад Шпета в развитие философской и научной мысли. Книга предназначена для философов, ученых-гуманитариев, а также для всех интересующихся историей русской философии и методологией гуманитарных наук.

9. Данек, Георг. Эпос и цитаты: изучая источники «Одиссеи». Ч. 1: Песни I—XII / Пер. с нем. А. Г. Жаворонкова. — М.: Культурная революция, 2011. — 296 с.; 21 см. — Библиогр.: с. 280—295.

Книга «Эпос и цитаты» — комментарий к «Одиссее», затрагивающий многие важнейшие вопросы современного гомероведения. Сточки зрения методологии комментарий сочетает принципы неоаналитического подхода с элементами «устной теории». Основная цель работы — исследование следов альтернативных версий «Одиссеи» в дошедшем до нас тексте поэмы. Отходя от старых принципов аналитической теории, автор не стремится делить текст на предполагаемые ранние и поздние редакции. Главная задача ученого — найти указания на параллельные возможности рассказать историю о возвращении Одиссея и определить роли этих отсылок для аудитории поэмы. Построчный комментарий предваряется подробным предисловием, в котором автор описывает ключевые принципы собственного метода и основные подходы, характерные для англоязычных и немецкоязычных исследователей «Одиссеи». В конце книги приведена обширная библиография.

10. Ендольцева, Екатерина. Соль земли: Образы апостолов в позднеантичном мире / Рус. христиан, гуманит. акад. — СПб.: Издательство РХГА, 2011. — 259 с.: ил.; 22 см. — Библиогр.: с. 238—255 (404 назв.).

Научная монография петербургского искусствоведа Екатерины Ендольцевой посвящена вопросам раннехристианской иконографии. В работе впервые собраны воедино и описаны все известные на сегодняшний день изображения апостолов на памятниках христианского искусства III—VI вв. (на саркофагах, мозаиках храмов, фресках катакомб, реликвариях, пиксидах и других предметах личного культа). Монография учитывает широкий исторический контекст, ее выводы основаны на комплексном изучении сведений письменного и изобразительного характера, данных, полученных в ходе арехологических раскопок и реставрационных работ.

11. Каменский, Анатолий Павлович. Славяне и Русь: «Откуда есть пошла Русская земля». — М.: Международные отношения, 2011. — 255 с.: ил.; 22 см. — Библиогр.: с. 252—254 и в подстроч. примеч.

Книга «Славяне и Русь» знакомит нас с условиями жизни и быта наших древних предков, с их материальной и духовной культурой, нравами и обычаями. Пережив сложный период, вошедший в исторический оборот как этап Великого переселения народов (IV—VII вв.), и участвуя в нем, славяне стали заложниками трагических последствий, вызванных нашествиями готов, гуннов, авар (обров) и др. Значительное место в книге уделено процессу колонизации славянами восточноевропейских земель, формированию восточнославянской цивилизации, влиянию чужеродного этноса (скифов, сарматов, финнов и др.) на формирование физического и культурного облика восточного славянина, становлению государственности у восточных славян. В книге излагается история происхождения этнонимов «Русь», «Россия». Для широкого круга читателей.

12. Козиков, Иван Андреевич. М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский о России. — М.: Издательство Московского университета, 2011. — 503 с.; 22 см. — (Библиотека факультета политологии МГУ / Шутов А. Ю. (пред.) [и др.]).

Монография посвящена раздумьям великих российских естествоиспытателей — М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, В. И. Вернадского о России, о ее истории, путях развития и месте в мировом сообществе, о тенденциях исторического процесса, в контексте которых осуществляется развитие российского общества. Для специалистов, преподавателей, аспирантов, студентов, всех, кто интересуется историей отечественной мысли, науки, российской культуры. Ключевые слова: россиеведение, история России, национальное самосознание, наука и образование в России, прогресс, народонаселение, производительные силы, Российское государство, русская философия.

13. Крамер А. В. Раскол русской церкви в середине XVII века. — [2-е изд., расшир. и доп.]. — СПб.: Алетейя: Историческая книга, 2011. — 367 с.; 22 см. — Библиогр.: с. 362—366 (129 назв.).

Книга А. В. Крамера «Причины, начало и последствия раскола русской Церкви в середине XVII в.» была издана в 2005 г. Ее содержание точно соответствует названию. Наибольший интерес в ней вызывают размышления автора о последствиях раскола. Многие из этих последствий не ушли в прошлое и участвуют в формировании образа жизни в России и в наше время, что должно быть небезразлично всем русским людям. Второе издание расширено и дополнено многими эпизодами и двумя отдельными главами.

14. Кришталева, Людмила Григорьевна. Философия и этика поступка: (структура и значение поступка в различных культурно-исторических обстоятельствах) — опыт реконструкции / Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 2010. — 120, [3] с.; 20 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.

Перед каждым человеком стоит парадоксальная задача — стать самим собой. Как человек движется навстречу к себе? Классические тексты, относящиеся к разным эпохам и культурам, дают схожий ответ: путем поступка. Книга включает три исследования, ставшие результатом медленного чтения платоновской «Апологии Сократа», «Нравственных писем к Луцилию» Сенеки и романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. Тщательный анализ позволил по-новому понять события, запечатленные в этих текстах.

15. Лисеев, Игорь Константинович. Философия. Биология. Культура: (работы разных лет) / Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 2011. — 313, [2] с., [1] л. цв. портр.; 20 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.

В книгу вошли труды И. К. Лисеева по философскому осмыслению современных наук о жизни, написанные им на протяжении почти полувековой исследовательской деятельности в этом направлении. В этих работах отражается эволюция взглядов ученого, расширение поля его творческих исканий. Представлен ход мыслей автора и его соавторов на протяжении довольно длительного и значимого периода выдвижения биологической проблематики на одно из первых мест в понимании функционирования современной науки и культуры. Работа может быть интересна как для специалистов по философии биологии, так и для всех, интересующихся философскими проблемами современной науки.

16. Лосев, Алексей Федорович. Диалектика художественной формы [авт. предисл. В. В. Бычков]. — М.: Академический Проект, 2010. — 415 с.; 21 см. — (Философские технологии). — Библиогр. в примеч.: с. 219—412.

Четвертая работа из знаменитого восьмикнижия Лосева, «Диалектика художественной формы», представляет собой изложение эстетической теории, созданной автором с «привлечением диалектического метода». Именно такой способ исследовать эстетику — «поверить» ее диалектикой — позволил Лосеву отрешиться от «захватывающей своею жизненностью стихии искусства» и сосредоточить свои усилия на том, чтобы «распознать, проанализировать и формулировать... его необходимые логические скрепы». Установив тождественность категорий выражения и формы, автор обратился к изучению того выражения, которое относится к собственно эстетической сфере — художественному выражению, или художественной форме, а затем предпринял последовательный анализ ее уровней. Главный посыл работы Лосева состоит в том, что он видит в искусстве сложное, целостное, развивающееся образование, существующее в постоянном становлении художественной формы через снятие противопоставления между смысловой предметностью и художественным фактом. В дальнейшем эта концепция нашла отражение в его «Истории античной эстетики».

17. Мамардашвили, Мераб Константинович. Сознание и цивилизация. — СПб.: Азбука, 2011. — 280, [2] с.; 21 см. — (Academia).

Книга «Сознание и цивилизация» продолжает серию публикаций работ М. К. Мамардашвили в издательстве «Азбука». В книге представлены доклады М. К. Мамардашвили, его выступления и интервью, относящиеся к периоду с 1984 по 1990 годы. Динамика крушения советской системы и проблемы выбора дальнейшего пути развития общества, кризис современной культуры и вопросы национального самосознания преломляются в представленных материалах через призму философских размышлений о свободе и человеческом предназначении, о все-сообщенности поля сознания и цивилизации как форме человеческого общежития, открывающей пространство свободного действия. Наполненные социальной динамикой ушедших лет, публикуемые тексты звучат сегодня пронзительно точно и современно. Пятнадцатого сентября 2010 г. исполнилось восемьдесят лет со дня рождения М. К. Мамардашвили. Двадцать пятого ноября 2010 года двадцатая годовщина его гибели. Настоящее издание является исправленным и дополненным по сравнению с изданием 2004 года. Переводные материалы сверены с источниками и представлены в новой редакции без купюр.

18. Михаил Михайлович Бахтин / Ин-т философии РАН, Некоммерч. науч. фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого»; [сост.] и под ред. В.Л. Махлина. — М: РОССПЭН, 2010. — 447 с., [4] л. портр.; 22 см. — (Философия России второй половины XX века / гл. ред. В. А. Лекторский). — Библиогр.: с. 417—434 и в подстроч. примеч. — Имен. указ.: с. 435—441.

Эта книга — критическая антология, посвященная творчеству русского мыслителя, теоретика литературы и гуманитарного эпистемолога XX в. Михаила Михайловича Бахтина (1895—1975). Предлагается не история рецепции, но скорее динамика рецепции идей, возникших в первой половине, а воспринятых во второй половины прошлого столетия. Книга адресована филологам, историкам и теоретикам гуманитарного мышления — всем, для кого русская интеллектуальная культура XIX—XX вв. еще не сказала своего последнего слова.

19. Михалев, Адольф Александрович. Проблема культуры в японской философии: К. Нисида и Т. Вацудзи / Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 2010. — 75, [2] с.; 17 см. — Библиогр.: с. 66—69 (77 назв.).

Монография посвящена рассмотрению культурологических взглядов двух видных философов довоенной Японии — Китаро Нисида (1870—1945) и Тэцуро Вацудзи (1889—1960 гг.). Культуры Древней Греции, Европы, Индии, Китая и Японии осмысливаются К. Нисида через дихотомию бытия-небытия. Теория культуры Т. Вацудзи основывается на понятии «климата». Т. Вацудзи предлагает своеобразную типологию мировой культуры, выделяя культурно-пространственные ареалы «муссонного» (Индия, Китай, Япония), «пустынного» и «пастбищного» или «лужайкового» (Европа) типа. Издание рассчитано на специалистов-востоковедов, историков философии, культурологов и всех интересующихся духовной культурой Востока.

20. Монастыри и Скиты Святой Горы Афон в фотографиях из альбома великого князя Константина Константиновича, 1867—1872 / Рос. акад. наук, Ин-т истории мат. культуры; авт.-сост. Г.И. Вздорнов. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Индрик, 2011. — 158 с.: ил.; 25 см. — Библиогр.: с. 157—158.

21. Мотрошилова, Нелли Васильевна. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов / Рос. акад. наук, Ин-т философии. — 2-е, расшир. и испр. изд. — М.: Канон+, 2010. — 479 с.; 22 см. — (Гуманитарное знание — XXI век). — Библиогр. в подстроч. примеч.

В книге дается философско-категориальный анализ понятий «цивилизация» и «варварство» — с опорой как на историю философской мысли, на социальную философию, так и на осмысление литературы из других общественных наук. Эти теоретические понятия призваны помочь вскрыть существенные черты мировой цивилизации как таковой, не упуская из виду специфику ее разнообразных форм, особенностей региональных цивилизаций и цивилизационных особенностей отдельных стран. Понятия «цивилизация» и «культура» при этом не отождествляются друг с другом, а применяются в их различии и взаимосвязи. Исследованы те надбиологические программы индивидуальной жизнедеятельности, а также внеиндивидуальные бытийные формы, механизмы, благодаря которым цивилизация выполняет свои главные функции — сохранение, преемственность, развитие человеческого рода. Вместе с тем выявлены коренные противоречия цивилизации, в том числе и порождающие мощные выбросы варварства в ее истории. Варварство рассмотрено как «наследственный код» (относительно) молодой человеческой цивилизации, а в особенности — как оборотная сторона современной цивилизации. Специальные главы посвящены исследованию состояния современной России в свете проблем цивилизации и варварства, в аспекте цивилизационного отставания России. Показано, что ряд сложных проблем отечественного развития порожден общими кризисными явлениями современной цивилизации. Один из разделов книги привлекает внимание к глобализационным тенденциям современной цивилизации, к их противоречивому развертыванию, а также к философским, в частности ценностным аспектам и дискуссиям вокруг проблем единства Европы. Особый акцент сделан на прояснение понятия и создание современной концепции гражданского общества, в частности и в особенности — на его применение к сегодняшнему развитию России. Осуществлено понятийное исследование проблем гражданского общества, методы которого применены к анализу реалий современной России.

22. Налимов, Василий Васильевич. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — М.: Парадигма: Академический Проект, 2011. — 399 с.: ил., портр.; 21 см. — (Современная Русская Философия). — Библиогр.: с. 366—381. — Указ. имен: с. 382—387. — Предм. указ.: с. 388—396.

Опираясь на некоторые представления философии, нетрадиционной (трансперсональной) психологии, психиатрии, математики, физики, культурологии, религиоведения, автор раскрывает природу смыслов и строит вероятностно ориентированную смысловую модель личности. Новый подход позволяет рассмотреть такие темы: связь семантического мира с миром физическим; природу понимания; творчество; многомерность личности; пути преодоления личностной ограниченности; достоинство человека; сопоставление христианского миропонимания с буддистским; личностное время; смысл жизни и смысл Вселенной. Автор показывает, что предлагаемый подход берет свое начало от Платона и перекликается с развитием западной философии вплоть до экзистенциализма и философской герменевтики. Примечательна форма изложения: на протяжении всей книги автор пытается воссоздать диалог, опираясь на религиозные, философские и научные тексты прошлого и настоящего разных культур.

23. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. общ.-науч. фонд; [науч. ред. М.С. Ковалева, Е. И. Лакирева, Л.В. Литвинова]; науч.-ред. совет: ...B.C. Степин (пред.) [и др.]. — М.: Мысль. — 2009.

Т. 1: А—Д. — 2010. — 741, [1] с.

Новая философская энциклопедия дает обзор мировой философии во всем богатстве ее основных понятий, произведений, исторических традиций, школ, имен, обобщает достижения российских и зарубежных философских исследований за последние десятилетия, является самым полным в отечественной литературе сводом философских знаний на рубеже тысячелетий. Энциклопедия содержит около пяти тысяч статей, авторами которых являются более четырехсот известных ученых — специалистов в различных областях философии. При подготовке данного издания внесены некоторые уточнения и дополнения. В частности, в первом томе помещена статья, посвященная 80-летию Института философии РАН, в четвертом — именной указатель ко всем томам.

24. Платонов, Андрей Платонович. Эфирный тракт: повести 1920-х — начала 1930-х годов / Сост. Н. В. Корниенко. — М.: Время, 2011. — 557, [2] с. ; 21 см. — (Собрание).

25. Посошков, Иван Тихонович. Книга о скудости и богатстве. Завещание отеческое / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. Н. В. Козлова, Л. Н. Вдовина; Ин-т общественной мысли. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 591 с.; 22 см. — (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века). — Библиогр.: с. 583—584. — Указ. имен: с. 585—589.

26. Российская философия продолжается: из XX века в XXI / Ин-т философии РАН, Некоммерч. науч. фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого»; [сост.] и под ред. Б. И. Пружинина. — М.: РОССПЭН, 2010. — 446 с., [16] л. портр., ил.; 22 см. — (Философия России второй половины XX века / гл. ред. В. А. Лекторский). — Библиогр.: с. 428—435 и в подстроч. примеч. — Имен. указ.: с. 436—442.

Эта книга продолжает серию «Философия России второй половины XX века». Принципиальная ориентация серии на внутреннюю преемственность потребовала включения в нее тома, посвященного обсуждению идей наших современников. В книгу включены научные статьи об идеях академиков В. С. Степина, Т. И. Ойзермана, А. А. Гусейнова и В. А. Лекторского, представляющих сегодня в РАН РФ четыре направления философских исследований: философию науки, историю философии, этику и эпистемологию. Они оказали и продолжают оказывать влияние на современное философское сообщество и на развитие философской проблематики в России. Часть книги составляют интервью, где академики сами истолковывают свои позиции.

27. Стоюхина, Наталья. Гуманитарное образование в провинции: Нижегородский университет в первые годы советской власти. — СПб.: Любавич, 2011. — 231, [1] с.: ил.; 21 см. — Библиогр.: с. 229—230 и в подстроч. примеч.

Книга рассказывает о попытках российских ученых добиться независимости и самостоятельности высшего образования в первые послереволюционные годы. События разворачиваются в первом университете, открытом новой властью, — Нижегородском. Главные действующие лица — А. Ф. Лосев, Н. В. Петровский, П. С. Попов — блестящие ученики философа и психолога Г.И. Челпанова. Автор монографии (кандидат психологических наук, доцент НГУ им. Н. И. Лобачевского) затрагивает вопросы, возникающие на стыке истории научной мысли России и нижегородского краеведения. Многие документы публикуются впервые. Книгу, написанную как захватывающее исследование, с интересом прочитают те, кому небезразлична история российской науки и судьбы ее лучших представителей.

28. Сухов, Андрей Дмитриевич. Материалистическое философствование в русском естествознании XIX—XX вв. / Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 2011. — 131, [2] с.; 20 см. — Библиогр. в конце кн.

29. Филимонов, Виктор Петрович. Андрей Тарковский: сны и явь о доме. — М.: Молодая гвардия, 2011. — 452, [1] с., [15] л.: ил.; 21 см. — (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: серия биографий / осн. в 1890 году Ф. Павленковым и продолж. в 1933 году М. Горьким; Вып. 1502 (1302). Серия биографий). — Библиогр.: с. 449—451.

30. Чтения памяти Г. П. Щедровицкого 2008—2009 гг.: доклады и дискуссии / Некоммерч. науч. фонд «Ин-т развития им. Г.П. Щедровицкого», [под ред. и с коммент. В. Г. Марача]. — М.: Некоммерческий научный фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2010. — 479 с.: ил.; 21 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.

31. Шагал, Марк Захарович. Моя жизнь / Пер. с фр. Натальи Мавлевич; послесл., коммент. Н. Апчинская. — СПб.: Азбука, 2011. — 221, [2] с.: ил.; 18 см. — (Азбука-классика).

32. Яковенко, Игорь Григорьевич, Музыкантский Александр Ильич. Манихейство и гностицизм: Культурные коды русской цивилизации. — М.: Русский путь, 2011. — 317, [1] с.; 21 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.

Книга посвящена теоретико-методологическим проблемам изучения манихео-гностических оснований российской цивилизации. Раскрывая процессы формирования манихео-гностического комплекса, авторы исследуют, каким образом манихео-гностические пласты отечественной культуры влияют на социальные, политические и экономические реалии, как формируют основания национальной идентичности. Задаются вопросом об исторических судьбах и перспективах российской цивилизации, предлагают новые модели осмысления отечественной культурно-исторической традиции. Для историков, культурологов, политологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся современными проблемами и перспективами развития России.

К содержанию Бюллетеня

Справочно-библиографический раздел

Вы можете скачать Тринадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram