Заседание № 68 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер тринадцатый. Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Троицкий В.П. Семинар «Русская философия». Хроника: октябрь — декабрь 2010 г.

Заседание № 68 (28 октября 2010 г.)

Докладчик: Юлия Биляловна Мелих (МГУ).

Тема: Персонализм и деонтологизация бытия (Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев и др.).

Председательствующий: С.М. Половинкин.

Участвовали: Атякшев М.В., Березин В.Б., Взорова Е.К., Доля В.Е., Егоров И.П., Ермишин О.Т., Жаданова В.В., Иванова Е.В., Ижендеев С.Г., Ионин Г.М., Клокова Т.И., Кононов Е.И., Куприянов Ю.Г., Марченко О.В., Маслин М.А., Ментюков Е.А., Подчасов Н.А., Рожнов B.C., Розинкина Е.В., Русова Е.К., Садыкова Л.Н., Сербиненко В.В., Сиднева Л.Н., Ситенко Г.Д., Скрипина О.А., Соколов Б.Г., Троицкий В.П., Удальцова Г.М., Шишкин И.М., Щукин С.В. Всего: 30 человек.

Тезисы доклада. Тема личности является одной из центральных в отечественной философии, интерес к ней особенно вырос в конце XIX в. В разработке персонализма были сделаны некоторые находки, которые отвечали на чаяние о новом человеке и задали направление поиска, а также способствовали созданию оригинальных концепций. Такими находками для развития персонализма в России становятся идеи «всеединства» и «Софии», введенные в философский дискурс Вл. Соловьевым. Одновременно они приводят к углубленному и всестороннему изучению мистики. Н.А. Бердяев правомерно ставит «вопрос о значении и смысле софианских настроений в русской мистике, русской религиозно-философской мысли, русской поэзии. Ведь софианство Вл. Соловьева влияет не только на А. Блока и А. Белого, но также на П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, В.Ф. Эрна. Культ Софии очень характерен для русских духовных течений»3.

Два положения в философии Вл. Соловьева становятся программными для поиска нового человека и его места в мире. Первое — это утверждение, что только мистически возможно постижение единства человека и мира, то есть всеединства. Второе — неприятие существующей реальности Софии падшей и необходимость ее пересоздания в творчестве. Такие философы, как Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, далее продолжают разработку идеи всеединства, расстраивая ее онтологически, что и становится основанием концепции персонализма. Усиление интереса к гносеологическим взглядам Вл. Соловьева, утверждение мистического познания всеединства приводят к деонтологизации и деперсонализации бытия. Мистическую составляющую можно выделить как у Карсавина в «иррационалистическом расширении диалектики Гегеля», так и у Н.А. Бердяева, Ф.А. Степуна и символистов в «иррациональном расширении Канта».

Мы постараемся проиллюстрировать сделанные выше утверждения и показать, что мистицизм приводит к деперсонализации реальности и что, по замечанию Бердяева, «вместо божественного образа человека повсюду появились маски»4. В связи с этим им делается неутешительный тезис о русской литературе — о «растлении», «распадении» и «распылении» в ней бытия, о ее «антионтологичности»: «Космические вихри распылили в ней образ человека, образ мира, образ Бога, образ всякого твердого бытия. Это — не моральная, а онтологическая растленность»5. Признавая растление бытия как результат неверно понятого мистицизма и замены Христа Софией, Бердяев, однако, не затрагивает темы личностности бытия. В результате такие, казалось бы, непререкаемые персоналисты, как Бердяев и Степун, не являются персоналистами в смысле, придаваемом этому слову в русской персоналистической традиции — традиции в русле так называемого «абсолютистского» понимания персонализма, в основе которого находится христианское понятие личности, являющееся, по мнению М. Тойнисена, наиболее свойственным персонализму; в неперсоналистическом мышлении такого понятия личности нет. Это богословское понятие личности, встречаемое впервые у Тертуллиана, которое применительно к триединству и преображению указывает на «парадокс: триединство божественных Лиц в одной природе Бога и единство божественной и человеческой природ в Личности Христа. Своей антропологической аппликацией христианство стало понимать человека в личностном плане по-новому: будучи, несмотря на свою слабость, абсолютно востребованным, во всей конечности бесконечно значимым, в плоскости времени решающим свое вечное исцеление единичным, человек теперь кажется также воплощением парадоксального единства противоположностей. Соответственно своему первоначальному смыслу, который тоже рефлектируется в театральную ситуацию в качестве суверенитета актера по отношению к его мирским ролям, возможного благодаря диалогу с божественным поэтом, личностная абсолютность является лишь одним моментом этого единства противоположностей, будь она и в своей принадлежности к другой крайности радикальной зависимости по большей части уже не осознанной»6.

Данное определение включает положения, которые разрабатываются в русской философии в связи с пониманием личности. Осмысление направлено на связь человека в его «глубочайшем божественном существе» с миром и Богом при одновременной испорченности, неистинности бытия и слабости самого человека, обладающего творческой способностью, раскрывающейся в театре жизненного действия в диалектической динамике, устремленной к совершенству. Познание мира как всеединства осложнено его искаженностью, ложностью: «для истинной организации знания необходима организация действительности. А это уже есть задача не познания, как мысли воспринимающей, а мысли созидающей, или творчества»7. Таким образом, Вл. Соловьев формулирует задачу искусства, которая «в полноте своей, как свободной теургии, состоит <...> в том, чтобы пересоздать (курсив мой. — Ю.М.) существующую действительность, на место данных внешних отношений между божественным, человеческим и природным элементами, установить в общем и частностях, во всем и каждом, внутренние, органические отношения этих трех начал»8. Вышеизложенные положения для целой плеяды русских философов и поэтов XX в. представляют собой своего рода манифест. Бердяев провозглашает целью теургического искусства «создание нового бытия, нового человечества. Это — практика мистического реализма»9. Идея пересоздания мира, опирающаяся на творческую способность человека и также допускающая деонтологизацию реальности, а следовательно, и ее деперсонализацию, в богословской плоскости сталкивается с положением о преображении.

Усиливается иррациональная составляющая в философии, но усиливается она по-разному: ударение делается на акте веры или же на мистике. С одной стороны, разрабатывается, отталкиваясь от гегелевской диалектики бытия и ничто, идея всеединства как единства множества, и личности как диалектически развивающейся идеи, а также как идеи конституирования личности через игру на поприще театрального действия, восполняющего цельность и полноту ее бытия и ведущего к ее преображению. С другой стороны, усиливаются обоснование неприятия бытия и установка творчества на пересоздание реальности и себя к новому человеку. Идею всеединства наиболее однозначно и разработанно представляет Карсавин, который создает учение о личности, основанное на последовательной христианской метафизике. Идея пересоздания реальности находит выражение в философии Бердяева, ставшего автором мистического, или анархического, персонализма.

Из вопросов и обсуждений. 1. Основная мысль докладчика о тесной связи мистицизма и деперсонализации в русской философии вызвала при обсуждении вполне одобрительную реакцию (С.М. Половинкин, В.В. Сербиненко). 2. Специально обсуждались особенности эволюции взглядов Л.П. Карсавина, приведшей к учению о «симфонической личности».

3 Бердяев Н.А. Мутные лики // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. Т. 2. M., 1994. С. 448.

4 Там же. С. 452.

5 Там же.

6 Ср.: Theunissen M. Personalismus // Historisches Wörterbuch der Philosophie. Hrsg. von J. Ritter und K. Gründer. Band 7: P-Q. Lizenzausgabe für die Mitglieder der Wissenschaftlichen Buchgesellschaft Darmstadt Basel, 1989. S. 340.

7 Соловьев Вл.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев Вл.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. Философское наследие. Т. 104. М., 1988. С. 743.

8 Соловьев Вл.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев Вл.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. Философское наследие. Т. 104. М., 1988. С. 744.

9 Бердяев Н.А. Декадентство и мистический реализм // Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М., 2009. С. 31—32.

К содержанию Бюллетеня

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Троицкий В.П. Семинар «Русская философия». Хроника: октябрь — декабрь 2010 г.

Вы можете скачать Тринадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram