Творческое наследие А.Ф. Лосева | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер четырнадцатый. Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Троицкий В.П. Семинар «Творческое наследие А.Ф. Лосева: проблемы и перспективы». Хроника: февраль — апрель 2011 г.

В весенней сессии 2011 г. прошло три заседания Семинара, на которых выступили представители довольно широкого спектра научных специальностей, — прозвучали доклады культуролога, автора монографий по сравнительной мифологии; филолога и писателя; инженера, активно работающего в области прикладной математики. Каждый из трех авторов нашел в творческом наследии А.Ф. Лосева свою «красную нить» и по-своему показал, в каком отношении это наследие актуально и как оно может быть плодотворно использовано.

Доктор культурологии, профессор факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова Галина Васильевна Зубко, выступая 15 февраля 2011 г. на тему «Структурирующий принцип мифа. Учение А.Ф. Лосева о мифе», подчеркнула, что во всех своих исследованиях, посвященных проблемам сравнительной мифологии и философии культуры (напр., «Миф: взгляд на мироздание», М., 2008; «Древний символ. Истоки. Смысловая структура. Эволюция», М., 2010), она постоянно базируется на лосевской теории мифа. Фундаментальное значение для нее представляют прежде всего книги философа «Диалектика мифа» и «Очерки античного символизма и мифологии», сформировавшие данную теорию. Существенное значение этот теоретический арсенал имел в ее работах в области африканистики, в частности, при реконструкции этнокультурного кода фульбе (Зап. Африка). Главное и вдохновляющее, чему учат труды А.Ф. Лосева исследователей мифов и мифологий, — это отношение к мифу как самостоятельной ценности и особому способу мировосприятия, не сводимому ни на какие другие формы деятельности. Вместе с этой общей интенцией учение Лосева о мифе дает возможность сознательно использовать структурный анализ мифомышления. Г.В. Зубко показала это на ряде примеров из области так называемых космогонических мифов разных народов. Здесь главными действующими и структурирующими принципами выступают число, время, имя и символ. Особо докладчик остановился на числовых закономерностях и структурах некоторых космогонических символов, апеллируя при этом к описанию мира «умных принципов» у Плотина в интерпретации А.Ф. Лосева.

Выступление на Семинаре писателя Виктора Владимировича Ерофеева, состоявшееся 22 марта 2011 г. , во многом носило мемуарный характер и изобиловало лично-исповедальными интонациями. Оно было посвящено подробному рассказу о том, как весной 1985 г. по заданию редакции журнала «Вопросы литературы» он, опальный участник альманаха «Метрополь», должен был подготовить обширное интервью с профессором Лосевым. В итоге вышедшее в 10-м (октябрьском) номере журнала интервью под названием «В поисках смысла» стало самым настоящим интеллектуальным бестселлером того времени. (Символично, вспоминал В.В. Ерофеев, прозвучали слова отв. редактора журнала Евгении Кацевой, прочитавшей этот текст первой: «Виктор, вы лучше этого ничего в жизни не сделаете».) Немаловажно отметить также, что само появление этого интервью, отсчитывая со времени зарождения его идеи, когда примерно с февраля—марта 1985 г. начался известный либеральный «дрейф» журнала «Огонек», знаковым образом совпало с началом того исторического периода, который вскоре вошел в историю России под названием «перестройка». Позднее, когда В.В. Ерофеев готовил к печати своеобразную антологию работ Лосева — сборник «Страсть к диалектике» (1990), он поместил в него и это интервью, сопроводив его большим предисловием, где описывалась вся драматургия встреч и бесед с «последним классическим мыслителем ХХ века».

В ходе выступления на вечере Виктор Владимирович прокомментировал некоторые темы и сюжеты, затронутые в тех памятных беседах: сложное и не «однолинейное» отношение Лосева к античной культуре, критика европейского Ренессанса («а потом он просто разбомбил Возрождение»), некоторые яркие явления русского Серебряного века (особенно подробно речь шла о Вяч. Иванове и В.В. Розанове), обсуждались «великолепные противоречия» лосевской «Диалектики мифа» и, в частности, фундаментальная оппозиция «монашество — искусство». Самой интересной, по мнению В.В.Ерофеева, была тема «гибели богов» или замещения одних главенствующих мифов на другие по ходу истории; здесь, конечно, А.Ф. Лосев возвращался к своим излюбленным идеям о бытовании и смене различных «относительных» мифологий и необходимости существования мифологии «абсолютной», максимально полно охватывающей мир.

На вопрос, как встреча и общение с Лосевым отразились на нем лично, В.В. Ерофеев признался, что ему «надолго стало скучно с другими», и отвечал развернутым суждением о значении встреч с гениями. Кроме Лосева, у него был еще только один, довольно длительный и удачный опыт такой встречи — с Альфредом Шнитке. Гениальность (и, наверно, такова же подлинная философия, предположил Ерофеев) многомерна, и обыденным сознанием ее проявления нередко воспринимаются как алогичное или противоречивое.

Присутствующих на вечере интересовал также вопрос, сохранились ли магнитофонные записи тех давних бесед с А.Ф. Лосевым, представляющие сейчас несомненную ценность. Докладчик выказал уверенность, что такие записи сохранились (это — целое множество магнитных пленок), и обещал передать их Библиотеке «Дом А.Ф. Лосева».

12 апреля 2011 г. состоялось выступление кандидата технических наук Алексея Михайловича Кистанова (Самарский ГТУ) на тему «Учение А.Ф. Лосева о числе и наглядный комбинаторный анализ». Начав свои исследования с разработок технических систем распознавания образов, автор самостоятельно пришел к базовой идее того, что было названо наглядным комбинаторным анализом: для универсального описания абстрактных структур необходимо введение нумерации их элементов и упорядоченное расположение полученных «числовых имен» на плоскости. Теоретическое или философское обоснование такому способу введения наглядности в числовой мир А.М. Кистанов нашел в работах А.Ф. Лосева «Логическая теория числа» и «Диалектические основы математики».

В докладе были продемонстрированы примеры изображений систем целочисленных представлений и разбиений, а также структур ряда специальных чисел (числа Галуа, Гаусса, Фибоначчи, решетки Паскаля). Была показана возможность использования этих наглядных методов, к примеру, для оценки качества функционирования банкоматной сети (автор работает в сфере математического обеспечения банковской системы г. Самары) и в целях дальнейшего развития цифровых платежных сетей. Наглядность вполне сопрягается с эстетикой и красотой, доказывал также докладчик. Он продемонстрировал участникам Семинара возможность перевода алгебраических «отношений наглядности» на язык нот: прозвучавшее на вечере вполне напомнило присутствующим о «музыке сфер», когда-то услышанной Пифагором.

В ходе обсуждения доклада естественным образом поднимались некоторые историко-философские вопросы, в частности, обсуждались особенности учения Гегеля о количестве и мере (выступление А.В. Титова), а также восходящее к Платону разделение на «идеальные» и «математические» числа (выступления Ю.Н. Попова и В.П. Троицкого). Выступавшие отмечали, что многочисленные наглядные примеры А.М. Кистанова дают все основания считать, что возникают новые возможности для развития философии числа, — вернувшейся в наши дни благодаря усилиям А.Ф. Лосева, — в условиях бурного развития цифровых информационных технологий.

К содержанию Бюллетеня

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Вы можете скачать Четырнадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram