Заседание № 60 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер одиннадцатый. Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

В.П. Троицкий. Семинар «Русская философия (традиция и современность)». Хроника: октябрь – декабрь 2009 г.
Заседание № 60

Заседание № 60 (10 декабря 2009 г.)

Докладчики: Лариса Ивановна Сизинцева (Костромской ГТУ), Николай Константинович Гаврюшин (Московская духовная академия).

Тема: Федор Александрович Голубинский (1797—1854), основатель русской теистической философии.

Председательствующий: В.П. Троицкий.

Участвовали: Васильев В.Л., Визгин В.П., о. Георгий Белькинд, Ермишин О.Т., Жаданова В.А., Зайцев О.Ю., Иванова Е.В., Кирсанов А.В., Китаева Е.Л., Козлова О.И., Кривулин Б.С., Кудрин В.Б., Малер А.М., Меньшикова Н.А., Мироненко Л.В., Мухамеджанова Г.М., Мясоедов Ю.А., Панков А.Е., Половинкин С.М., Приклонский Н.Н., Резниченко А.И., Русова Е.Н., Севальников А.Ю., Соболев А.В., Титова Е.С., Харламова Т.Р., Цуева Л.В., Чепуренко Т.В., Юзбашева О.Ю. Всего: 29 человек.

Тезисы доклада Л.И. Сизинцевой: 155 лет тому назад, летом 1854 г. умер профессор Московской духовной академии Федор Александрович Голубинский, который в словаре Брокгауза и Ефрона назван «основателем русской теистической философии».

Он родился в Костроме 22 декабря 1797 г., вырос под стенами Ипатьевского монастыря, где располагалась резиденция костромских архиереев, а одно время и Костромская духовная семинария. И именно здесь с фронтона Екатерининских врат впервые глянул на ребенка треугольник «всевидящего ока», недвусмысленно указующего на принадлежность к масонству одного из костромских архипастырей.

Духовная семинария играла в истории Костромы особую роль. Здесь ценились науки и художества, поддерживались и воспитывались исследователи. Именно семинария ввела Кострому в орбиту эпохи Просвещения, привила любовь к любомудрию, дала знание языков древних и новых, открыв путь к святоотеческому наследию и современной европейской науке.

Московская духовная академия, куда поступил выпускник Костромской семинарии, тоже испытала на себе воздействие реформ. Лекции по философии, которые только начинали читать студентам, были живыми, заставляли думать. Масонские идеи, экуменический искус которых тогда еще не осознавался, разомкнули круг духовных и интеллектуальных поисков, включив, наряду с патри-стикой, наследие Запада и Востока.

Они были очень разными, эти масоны. И все же принято различать два основных течения, представители которых по-разному видели корень всех зол в нашем отечестве. Первые считали, что причина всех неурядиц — в устройстве общества, которое необходимо изменить, даже если для этого потребуются революционные потрясения. Вторым казалось, что необходимо изменить самого человека, и путь к этому лежит через его нравственное самосовершенствование.

Заглянем в дневник Ф.А. Голубинского 1826 г.: «Вечер провел у почтеннейшего батюшки Семена Ивановича. Говорили несколько слов о возмущении Спб [т.е. Санкт-Петербургском — Л.С.] — сам человек не может самого себя привести в гармонию и порядок, а хочет поправить других; сам не освободился от страстей, а хочет вне себя устроить порядок». Свободы, равенства, братства предполагалось достичь не путем кровопролития, а путем глубокой внутренней работы, которая, как казалось, не только не противоречила православной традиции, но и вытекала из ее опыта. Иерархическое подчинение, неизбежный атрибут всех масонских организаций, переосмыслялось в традициях церковного послушания. Речь на собраниях шла о скромности и умеренности, покаянии и самопознании, об «образовании сердца», о содействии «нравственному образованию других»... Все это вполне согласовывалось с православной традицией.

Те же дневники свидетельствуют, что именно в этих кругах появилась потребность в обращении к наследию Св. Отцов — встречаются имена Антония Великого, Григория Богослова. В этом контексте не кажется удивительным, что именно Ф.А. Голубинский содействовал публикации трудов Паисия Величковского, возобновивших на Руси традицию «умной молитвы», а с 1841 г. стал и членом редакции, созданной для издания творений Отцов Церкви в русских переводах. Это было сознательное усвоение и осознание собственной античной традиции, протянувшейся от «афинейской премудрости» и восточного монашества к отечественной православной традиции. Основатель Алтайской миссии, давний знакомый Макарий (Глухарев) посылает ему «две книги индейской богословии», Ю.Н. Бартенев — «трактат Дежерондо о усовершенствовании самого себя», а в ответ получает из Сергиева Посада перевод канонической книги древних китайцев.

Сохраняя традиции отечественной мудрости, Ф.А. Голубинский привил в этому древу черенки европейского философствования и восточных духовных практик. Позже искушения масонства были осознаны и преодолены, а отечественная философия потекла по новому руслу.

Статья Н.К. Гаврюшина «“Столп Церкви”: протоиерей Ф.А. Голубинский и его школа», положенная в основу доклада, опубликована на «Научном богословском портале».

Из вопросов и обсуждений: В основном задавались и обсуждались вопросы историко-биографического характера — о месте масонских течений в отечественной философии и богословии (в том числе их «охранительная», консервативная роль), о возможных связях Голубинского и Шеллинга, о современной работе по расшифровке и изданию дневников Голубинского и др. По мнению Н.Г. Гаврюшина, считать Ф.А. Голубинского «основателем теистической философии» вряд ли справедливо, поскольку куда более серьезное богословие в это время развивалось не в МДА, а в Киеве, да и сам Голубинский так и не оставил законченных систематических работ.



К содержанию Бюллетеня

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Семинар «Русская философия». Хроника: октябрь – декабрь 2009

Вы можете скачать Одиннадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram