Виноградова Е.Б. | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер одиннадцатый. Справочно-библиографический раздел

Виноградова Е.Б. Виртуальные или мультимедийные? О новых формах участия медиатеки в библиотечной и мемориальной работе

Началось все, как нередко это бывает, с прозаической библиотечной проблемы — нехватки экспозиционного оборудования…

В 2006 г. весь философский мир торжественно вспоминал Георга Фридриха Гегеля: исполнялось 175 лет со дня кончины мыслителя. Библиотека «Дом А.Ф. Лосева», разумеется, не могла остаться в стороне. В мемориальном книжном собрании А.Ф. Лосева немало изданий трудов Гегеля, а значит — есть материал для хорошей книжно-иллюстративной выставки. Но вот досада: все витрины и стеллажи в ноябре (а Гегель скончался 14 ноября) были заняты другими выставками, тоже весьма важными и своевременными. Что же делать? Переносить на другой месяц? Не хочется, да там уже будут и новые юбилейные даты.

Эврика! А не сделать ли нам «виртуальную» выставку? Она ведь совсем не занимает места. Сотрудницы медиатеки Е.Б. Виноградова и О.И. Козлова владеют необходимыми навыками, имеется оборудование: сканер, фотоаппарат и даже видеокамера.

Сказано — сделано. И вот уже сначала руководители Библиотеки, а потом читатели смотрят незамысловатый, но, тем не менее, довольно занимательный «ролик»: портрет философа, фотографии книг, отсканированные изображения — титульные листы, избранные страницы (обращаем внимание на особенности шрифтов и оформления), крупным планом — интересные экслибрисы и рукописные пометы. На обычной выставке, в витрине, книгу так не покажешь. Или переплет, или один-единственный разворот… А ведь в каждой книге, особенно из мемориального книжного собрания, всегда так много интересного! И все это можно сопроводить подходящей музыкой (для Гегеля был выбран Бах — соотечественник и столь же маститый классик), а при смене изображений уместно использовать разнообразные анимационные эффекты.

Первая «виртуальная» выставка не обошлась без приятного сюрприза. Подбирая интересные странички для сканирования, библиотекари перелистывали одно из довоенных изданий «Науки логики» Гегеля и обнаружили пожелтевшую справку, выданную А.Ф. Лосеву в домоуправлении. Справка была датирована 1942-м годом, то есть как раз вскоре после переезда на Арбат, 33. Драгоценная находка! Теперь, по прошествии нескольких лет, ее смело можно расценивать как добрый знак — своеобразное предвестие многогранной пользы наших «виртуальных» выставок.

В следующем, 2007 г. философы всего мира отмечали 375-летие со дня рождения Бенедикта Спинозы, и в медиатеке была подготовлена аналогичная «виртуальная» выставка — «Спиноза в книжном собрании А.Ф. Лосева». Посетители, точнее зрители, увидели драгоценные собрания сочинений философа на латинском и немецком языках (издания XIX — начала XX вв.), другие книги (в т.ч. резко критические, советского периода). Были показаны владельческие надписи, пометы и экслибрисы, свидетельствующие о долгом и непростом пути этих книг в домашнюю библиотеку А.Ф. Лосева.

Но не только юбилеи вдохновляли Библиотеку на создание «виртуальных» выставок. Сотрудничество с Греческим культурным центром, а именно совместно организованный цикл интереснейших лекций по истории Византии, содействовал появлению выставки «История Византии в фондах Библиотеки "Дом А.Ф. Лосева"». В фонде «Лосевского читального зала» нашлось немало книг этой тематики, в том числе редкие издания XIX века. Как всегда (теперь мы можем так говорить), показаны интересные особенности отдельных изданий, экслибрисы, иллюстрации. А в качестве музыкального сопровождения звучат древние византийские песнопения.

И еще одно мероприятие стало отправной точкой для нашей новой и интересной формы выставочной работы. В марте 2007 г. в «Доме А.Ф. Лосева» состоялась презентация книги М.В. Нащокиной «Московский модерн». И вечер, и сама книга, и рассказ автора произвели столь сильное впечатление, что было принято решение сделать своего рода «выставку одной книги», целиком посвященную сооружениям и декору, созданным в стиле московского модерна рубежа XIX—XX веков. Она так и называется: «Московский модерн».

Кстати, очень приятно говорить о «виртуальных» выставках в настоящем времени. Ведь, в отличие от книжно-иллюстративных, они не только совсем не занимают места, но и не подлежат переоформлению. Хорошую выставку всегда жалко «разбирать», а с «виртуальными» этого не происходит. Любая из ранее созданных всегда готова для повторного показа, и может использоваться, без преувеличения, многие годы.

Но вернемся к хронологии событий. Новое дело понравилось всем — и сотрудникам, и читателям. Сотрудникам — потому что работа творческая, интересная, да и «накопительный результат» радует. Читателям — потому что теперь в рамках и без того весьма успешной акции «Медиаминутка» можно было увидеть не только одну из презентаций (красочных, познавательных — их в фонде медиатеки немало, но кого сейчас этим удивишь?). А когда на экране почти «настоящий фильм», как сказала одна из читательниц, с удивлением узнав, что сотрудники Библиотеки делают это своими руками, — зрительный ряд воспринимается совсем иначе, да и престиж библиотечной профессии растет.

И еще одно новшество оказалось полезным для читателей — акция «Парад виртуальных выставок». На компьютере в медиатеке всегда готов к показу один из «роликов», а рядом — полный перечень «виртуальных» выставок с аннотациями. Такой же перечень можно увидеть на сайте Библиотеки (для этого был создан новый, специальный раздел), и, более того, посетители сайта могут прямо из дома скачать и посмотреть фрагменты представленных выставок.

Но не всех. Рядом с названием одной из выставок пометка: просмотр только в медиатеке Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева». Дело в том, что эта «виртуальная» выставка — особенная, это выставка-поздравление, подготовленная к 85-летию заслуженного профессора Азы Алибековны Тахо-Годи. Она называется «Обрести близких людей по духу и служить им» и содержит, помимо изданий трудов А.А. Тахо-Годи, уникальные, еще нигде не публиковавшиеся фотографии из семейного архива.

И еще одна «виртуальная» выставка появилась непосредственно благодаря Азе Алибековне. Дело было так: сначала сотрудники научного читального зала оформили большую, необычайно интересную выставку гимназических учебников из книжного собрания А.Ф. Лосева. Затем Аза Али-бековна любезно согласилась прокомментировать эту выставку, и было записано интервью. А когда пришло время «разбирать» книжно-иллюстративную выставку, ей на смену уже было готово «виртуальное» продолжение, причем вовсе не простая копия того, что красовалось в витринах. Разумеется, учебники показаны в различных ракурсах, сделаны акценты на экслибрисах, старых библиотечных штампах, крупным планом — детские рисунки на полях и обложках книг… Но все эти выразительные средства уже стали вполне привычными. И вдруг, когда стихают звуки выбранного в качестве музыкального сопровождения Gaudeamus'а, — мы слышим голос Азы Алибековны, занимательно рассказывающей о гимназических учебниках из домашнего книжного собрания А.Ф. Лосева. Пригодился фрагмент интервью, и таким образом мы впервые сделали выставку, сопровождением которой была не только музыка.

Выставка, о которой идет речь, получила название «Сначала стань учеником…» (это слова А.Ф. Лосева), а эпиграфом к ней послужило другое высказывание философа: «С греческого на русский всякий дурак переведет…». Теперь все желающие, посмотрев эту выставку, могут увидеть многочисленные гимназические учебники по истории, латинскому и греческому языкам, книги для чтения, хрестоматии, словари, издания литературных произведений античных авторов, входивших в программу обучения дореволюционных гимназий. Кроме того, показаны фотографии, иллюстрирующие гимназический период жизни А.Ф. Лосева, уникальные рисунки и автографы. Особой популярностью эта «виртуальная» выставка пользуется у современных гимназистов.

Библиотека «Дом А.Ф. Лосева» активно сотрудничает с гимназиями, школами, лицеями района «Арбат», и обычной формой привлечения подрастающих читателей стали тематические обзоры литературы из наших фондов, подготовленные специально для учащихся. Один из таких обзоров был посвящен поэзии Серебряного века. Заведующая информационно-библиографическим отделом Г.М. Мухамеджанова проводила его неоднократно, с неизменным успехом, но потом захотелось чего-то новенького. Чем еще можно порадовать и заинтересовать современных школьников? Конечно, новыми технологиями! И была создана очередная «виртуальная» выставка, впрочем, стоящая несколько особняком по отношению ко всем предыдущим. Здесь нет книг, да они в данном случае и не нужны: во время обзора школьники видят книги непосредственно, могут даже взять в руки, полистать. А в новой «виртуальной» выставке — портретный ряд наиболее выдающихся поэтов Серебряного века, и звучат фрагменты их стихотворений.

- Как, только и всего? — спросит удивленный читатель, — Что же тут особенно интересного? А дело в том, что стихи читают САМИ поэты, и современные школьники с изумлением слушают голоса Ахматовой и Бальмонта, Брюсова и Гумилева. Конечно, иногда без смеха не обходится (сделанные на фонограф записи более чем вековой давности звучат порой специфически), но главная цель достигнута — поэты сразу обретают живую индивидуальность, а традиционный по форме об-зор литературы завершается своеобразным компьютерным «бонусом», столь привычным для современного школьника. Подготовить такую «виртуальную» выставку удалось благодаря наличию в фонде медиатеки электронного издания — диска Л.А. Шилова «Голоса, зазвучавшие вновь: Записи звукоархивиста-шестидесятника», служащего приложением к одноименной книге, с уникальными записями авторского чтения.

Еще одна «витруальная» выставка из фонда медиатеки называется «Павел Флоренский: род и семья». Это рассказ об истории рода Флоренских, подробная биография о. Павла Флоренского, его основные труды. Представлены семейные фотографии, рукописи, книжные иллюстрации, цитаты; можно увидеть и фотографии ныне живущих потомков о. Павла.

Без преувеличения грандиозной работой стало создание в 2009 г. «виртуальной» выставки «Духовный путь Гоголя», подготовленной на основе одноименной книжно-иллюстративной выставки к 200-летию писателя. Получасовой «ролик» содержит свыше 110 многокомпонентных слайдов-коллажей, для подготовки которых было использовано почти 250 отсканированных изображений и специально выполненных фотографий документов, около 100 текстовых блоков и более 100 анимационных эффектов. Выбором музыкального сопровождения лично руководила куратор музыкальных программ Библиотеки О.М. Ланенкина: профессионально подобранные фрагменты музыкальных произведений в значительной мере обеспечили цельность впечатления и силу эмоционального восприятия. Зритель знакомится со страницами биографии, иллюстрирующими основные этапы духовного становления писателя, книгами и цитатами, наиболее ярко отражающими изменения его мировоззрения. Показаны труды ученых XIX в. и современных исследователей, посвященные осмыслению пути духовного совершенствования Н.В. Гоголя.

Эта «виртуальная» выставка с успехом демонстрировалась не только в стенах Библиотеки, но и на торжественных юбилейных мероприятиях общегородского значения, например, в ходе работы выставки «Николай Гоголь: Нужно любить Россию» в «Галерее на Солянке».

Юбилейные «гоголевские» торжества завершились, и Библиотека продолжила свою плановую выставочную работу. К апрельскому Дню космонавтики была оформлена небольшая, но очень интересная и значимая книжно-иллюстративная выставка «Открылась бездна звезд полна...». И вновь материалов для этой выставки оказалось значительно больше, чем «выставочных площадей» в скромных библиотечных витринах. Но решение уже давно готово: просто делаем очередную «виртуальную» выставку. Просто… А может быть, не просто, а посложнее? Ведь тема-то «наша», космосу посвящено немало страниц в трудах А.Ф. Лосева, это одна из важнейших категорий его философии. Поэтому было решено помимо музыкального сопровождения добавить к изобразительному ряду научный комментарий, своего рода лекцию на тему «Космос: античность и русский космизм», рассказывающую о космосе в трудах античных философов, русских космистов и А.Ф. Лосева. Развернутый научный комментарий был подготовлен сотрудниками отдела по изучению наследия А.Ф. Лосева. На протяжении всей лекции зритель видит портреты философов, издания их трудов из фонда Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева», замысловатые изображения космоса из старинных книг и современные фотографии далеких объектов бескрайнего космического пространства.

Это уже нельзя было назвать просто «виртуальной» выставкой. Пожалуй, правильнее будет сказать «виртуальная выставка-лекция». Впрочем, и слово «виртуальная» само по себе производит впечатление чего-то несуществующего, эфемерного… Внимательный читатель, вероятно, заметил, что слово «виртуальная», давно ставшее повсеместно-привычным, в тексте статьи использовалось только в кавычках? Это не случайно, и причина теперь ясна. Директор Библиотеки В.В. Ильина предложила для нашей (кстати, абсолютно новой) формы выставочной библиотечной работы термин «мультимедийная выставка-лекция», который гораздо точнее соответствует тому, что читатели реально слышат и видят на экране, и не имеет негативной психологической окраски.

Успех и широкая востребованность новой выставки-лекции поощряли к продолжению работы в том же направлении. Но какую тему выбрать? Вспомнили о проводившейся дважды, но как раз недавно с сожалением окончательно расформированной книжно-иллюстративной выставке «И образ твой таинственный и нежный…», рассказывавшей о женщине-читательнице. Два месяца кропотливой работы — и вот уже первым зрителям торжественно представляют очередную мультимедийную выставку-лекцию «Золотой век русского дворянства: женский мир». Ее премьерный показ был приурочен к празднику 8 марта, что стало приятным сюрпризом и своеобразным подарком для всех сотрудниц Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева». В основу текста лекции положены избранные фрагменты книги Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре», посвященные социальной роли женщин в конце XVIII — начале XIX вв., становлению «женского чтения» и образования в России. Иллюстрацией служат живописные произведения (портреты, жанровые рисунки и др.), а также многокомпонентные красочные коллажи, созданные на базе художественных изображений, которых немало в книгах из мемориальных искусствоведческих собраний Библиотеки.

2010 год был объявлен Годом Чехова в связи со 150-летним юбилеем писателя, и о тематике следующей мультимедийной выставки-лекции догадаться несложно. Но эта работа не содержит пересказа биографии писателя или перечисления его произведений, тема выставки — узкоспециализированная и потому непростая: «А.П. Чехов в жизни и творчестве А.Ф. Лосева». Мультимедийная выставка-лекция была создана на основе книжно-иллюстративной выставки «А.П. Чехов в русской философской мысли». На экране появляются книжные издания из фондов Библиотеки, портреты, рукописи, фотографии чеховских пьес в постановке МХАТ и др. Изобразительный ряд сопровождают фрагменты статьи доктора филологических наук, руководителя научного отдела Библиотеки Е.А. Тахо-Годи «Лосев и Чехов: к постановке проблемы».

На этом перечень созданных в нашей Библиотеке мультимедийных, или как мы их прежде называли, «виртуальных» выставок и выставок-лекций пока завершен. Желающие могут найти на сайте Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева» old.losev-library.ru страничку, посвященную выставочной работе, прочитать краткие аннотации и скачать на свой компьютер ознакомительные фрагменты. А мы попробуем ответить на вопрос, было ли неправильным первоначальное использование термина «виртуальная выставка», и проведем для этого самое примитивное терминологическое экспресс-исследование.

Заглянув в размещенный на сайте www.gramota.ru Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова (первое издание: СПб.: Норинт, 1998; на сайте публикуется в авторской редакции 2009 г.), читаем там:

ВИРТУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое. [от лат. virtualis — возможный].

1. Филос. Такой, который может или должен проявиться при определенных условиях; возможный. В-ые перемещения, изменения. 2. Инф. Условный, кажущийся; не существующий в действительности, не имеющий физического воплощения. В-ая память. ◊ Виртуальная реальность. 1. Филос. То, что возможно когда-то было или будет реальностью. 2. Мед. То, что кажется реальностью, похоже на реальность. 3. Инф. То, что подменяет, заменяет собой реальность; искусственная реальность.

Рассматривая второе смысловое значение, как раз относящееся к сфере информатики (как и значительная часть прочей «медиатечной» работы), можно предположить, что если термин «виртуальная» используется в сочетании с существительным «выставка», то он абсолютно точно отражает реальное положение вещей: как библиотечная выставка обсуждаемый объект действительно не существует, не имеет физического воплощения. Выставка (книжно-иллюстративная), может быть, ранее существовала или планировалась, представлялась воображению, но (см. далее первое значение словосочетания «виртуальная реальность») теперь ее нет, она всего лишь когда-то была или, может быть, когда-нибудь состоится. Она действительно (см. далее третье значение словосочетания «виртуальная реальность») заменяет собой реальную, уже (или еще) не существующую книжно-иллюстративную выставку, а выставка-лекция — еще и рассказ экскурсовода.

Что касается термина «мультимедийный», в выбранном нами толковом словаре русского языка этого слова нет вообще (скорее всего, потому, что оно пока еще не вышло из разряда технических терминов). А что скажет популярная ныне Википедия, незаменимый подручный «vox populi»? Читаем:

МУЛЬТИМЕДИА (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере. Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

«Объект-контейнер» звучит не слишком возвышенно, но по смыслу — тоже вроде бы все совпадает. Тексты, звук, изображения — все это одновременно присутствует в нашем загадочном «продукте». Что за неразбериха, какой же термин все-таки считать правильным?

В действительности, никакой путаницы нет, и каждый из терминов по-своему верен. Термин «виртуальная» абсолютно точно характеризует новую форму бытования библиотечной книжно-иллюстративной выставки, а термин «мультимедийный» столь же точно отражает характеристики служащего для этой цели электронного документа. И для выбора «правильного» термина остается решить единственный вопрос: что предпочтительнее для привлечения интереса читателей?

С одной стороны, слово «виртуальная» имеет оттенок таинственности, загадочности. До сих пор многие, особенно не владеющие основами информатики читатели, воспринимают даже самые простые компьютерные возможности как чудо. С другой стороны, для категории читателей, уже имеющих пусть минимальный багаж компьютерной грамотности, термин «мультимедийная» несет больше полезной информации, позволяя делать осознанные и оправданные прогнозы относительно того, что им предстоит увидеть/услышать. Что же выбрать?

Думается, уровень компьютерной грамотности читателей неизбежно будет повышаться, и термин «мультимедийная выставка-лекция» все же предпочтительнее. Впрочем, практика покажет. Но как бы мы ни называли наши выставки-лекции, практических достоинств у них немало, и в заключение подытожим основные аспекты:

  • Демонстрация в целях раскрытия библиотечного фонда красочных слайдшоу с музыкальным и/или дикторским сопровождением, с использованием разнообразных анимационных эффектов значительно облегчает восприятие тематического материала, особенно для школьной или студенческой аудитории.

  • Наличие собственной медиапродукции современного технического уровня поднимает престиж библиотеки в глазах молодежи.

  • Использование мультимедийных электронных документов сокращает трудозатраты при проведении выездных мероприятий, позволяя избежать транспортировки объемных и тяжеловесных печатных изданий; дополнительно обеспечивается лучшая сохранность фонда.

  • Изготовление мультимедийных выставок, являющихся расширенными аналогами книжно-иллюстративных, дает возможность сколь угодно подробно продемонстрировать каждое отдельное печатное издание, обратить внимание на мельчайшие детали (показать крупным планом автографы, дарственные надписи, пометы, экслибрисы и др.)

  • Срок экспонирования книжно-иллюстративной выставки ограничен (планом выставочных мероприятий, требованиями сохранности фонда), тогда как период существования и использования дублирующей «виртуальной» выставки ограничений не имеет, на долгий срок сохраняя и позволяя регулярно использовать результаты работы, однократно проделанной всеми подразделениями библиотеки.

  • Диски в красочно оформленных боксах с записями мультимедийных выставок используются наряду с печатными изданиями при оформлении тематических книжно-иллюстративных выставок, демонстрируя собственный творческий вклад Библиотеки по избранной тематике.

  • И наконец, специально оформленные диски с записью одной или нескольких мультимедийных выставок используются как уникальные представительские подарки гостям Библиотеки, юбилярам, а также организаторам семинаров, конференций и других научных мероприятий, в которых принимают участие сотрудники Библиотеки.

Для начала не так уж мало реальной пользы от наших «виртуальных» выставок, не правда ли, коллеги?

Комментарий В.В. Ильиной

Есть единственный недостаток — «Закон об авторском праве» разрешает использовать «виртуальные» выставки только в стенах Библиотеки, т.к. реальной возможности согласовать со всеми авторами и другими правообладателями использование в наших электронных продуктах текстов, иллюстраций, фрагментов музыкальных произведений и прочего у Библиотеки нет. Современная редакция IV главы Гражданского Кодекса стоит на пути прогресса, затрудняя распространение созданного знания в учебные заведения, другие библиотеки, разные регионы России.

К содержанию Бюллетеня

Справочно-библиографический раздел

Вы можете скачать Одиннадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram