Семинар «Творческое наследие А.Ф. Лосева» | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер одиннадцатый. Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

В.П. Троицкий. Семинар «Творческое наследие А.Ф. Лосева: проблемы и перспективы». Хроника: октябрь — декабрь 2009 г.

13 октября 2009 г., в продолжение работы семинара «Творческое наследие А.Ф. Лосева: проблемы и перспективы», состоялось выступление Виктора Петровича Троицкого («Дом А.Ф. Лосева») на тему «Непроясненные вопросы биографии и проблемы творчества А.Ф. Лосева». Среди таковых вопросов и интересных поисковых задач докладчик сформулировал, в частности, следующие:

  • разыскать тексты а) выпускного гимназического сочинения А.Ф. Лосева (1911), возможное место нахождения которого — архив попечителя Харьковского учебного округа, в Государственном архиве Украины, б) статьи «Физиогномика мира и теория Эйнштейна» (1941), упомянутую в записях бесед Бибихина, в) некой «Желтой Книги» (конец 1920-х гг.), упомянутой в ряде публикаций Е. Ярославского и связанной с историей имяславского движения, г) «Дополнения к “Диалектике мифа”» (1930), из которого пока известны только отрывки, д) большой работы по философии Николая Кузанского (около 1929), проходившей в одной из типографий г. Тулы,

  • найти экземпляры лагерной газеты «Перековка» (1931—1932), выпускавшейся на Беломорканале во время пребывания там Лосевых (пока в различных газетохранилищах обнаружились лишь разрозненные номера, причем за другие годы),

  • провести фронтальный просмотр а) советских газет 1920—30 годов, в которых содержатся материалы известной травли философа, б) обследовать материалы архива Е. Пешковой, возглавлявшей Политический красный крест и помогавшей Лосевым в освобождении из лагеря, в) ряда архивных «дел» в государственных архивах Москвы (ЦАЛИМ, ЦАДКМ), не ограничиваясь только уже известными собраниями РО РГБ И РГАЛИ,

  • еще предстоит работа с архивами «Русского Зарубежья», где особенно перспективны такие имена фондообразователей, как В.Н. Ильин, С.Л. Франк, Д.И. Чижевский, в разное время писавших о творчестве А.Ф. Лосева,

  • заслуживают подробного исследования творческие отношения А.Ф. Лосева с А.А. Мейером, Д.Ф. Егоровым, Н.Н. Русовым, хорошо бы также разыскать могилу архимандрита Давида (скончался в Москве в июне 1930 года), духовного отца Лосевых.

Среди фундаментальных тем из лосевского творчества и соотносительных исследований, к которым хотелось бы привлечь внимание, докладчиком были упомянуты:

  • богословская тематика, в том числе использование логико-диалектического метода, отношение к софиологии, участие в имяславской полемике,

  • теория стиля в трудах А.Ф. Лосева,

  • разработка различных типов логик и работы в области оснований математики,

  • продолжение аналитической работы по изучению нового философского языка, предложенного А.Ф. Лосевым в первом «восьмикнижии»; первые попытки такой работы дали Л.А. Гоготишвили («эйдетический язык») и В.П. Троицкий («периодическая система начал»),

  • особенности типологического подхода к явлениям культуры, а также теории символа у Флоренского и Лосева (соотносительное изучение),

  • «интонология» и «философия цвета» (как предшественники современных новаторских направлений науки) в ранних работах А.Ф. Лосева и др.

Далее перед собравшимися выступил Юрий Николаевич Попов (издательство «Российская энциклопедия»), который представил новый, еще не введенный в широкий научный оборот материал — отдельный оттиск (Sonderabdruck) из журнала «Der russische Gedanke» (1930, Heft 3), в котором помещена статья Б. Яковенко «Dreiβig Jahre russischer Philosophie (1900—1929)» с разделом, посвященным творчеству А.Ф. Лосева. Попов зачитал (на ходу переводя текст с немецкого языка ) характеристику, данную на стр. 334 этой работы.

Завершило вечер краткое выступление преподавателя истории культуры Галины Ивановны Шлычковой (г. Иваново), посвященное методике использования некоторых идей «Диалектики художественной формы» А.Ф. Лосева для задач эстетического воспитания студенчества и школьников.

10 ноября с темой «Лосев и Федоров» выступил Борис Георгиевич Режабек (Институт ноосферных исследований). Свой доклад он построил на сопоставлениях различных публикаций 1920-х годов, относящихся к деятельности «имяславцев» (среди которых был, как известно, А.Ф. Лосев) и последователей учения Н.Ф. Федорова, философа «общего дела». Были обсуждены как сходства, так и принципиальные различия этих двух течений отечественной философской мысли.

8 декабря на семинаре выступил Гасан Чингизович Гусейнов (МГУ им. М.В. Ломоносова), выбравший тему «Проблема персональности в философии А.Ф. Лосева». Докладчик базировался в основном на материалах своей статьи «Личность мистическая и академическая. А.Ф. Лосев о “личности”», опубликованной в сборнике «Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге» (М., 2007). Точка зрения Лосева, который, как подчеркнул докладчик, всегда старался «показать динамику отпадения европейской личности от Бога», была охарактеризована как своего рода обратная перспектива — перспектива «взгляда на новоевропейскую гносеологию из точки, откуда Лосеву предпочтительнее вернуться к “Пармениду”, чем подпасть под влияние “Логико-философского трактата”» (ук. соч., с. 353).

Работа выполнена в рамках проекта РГНФ 08-03-00127а



К содержанию Бюллетеня

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Вы можете скачать Одиннадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram